Найти тему
Без Башкортлар

Танып - быстрая река, древний род

Оглавление

Вопрос происхождения башкир родового объединения Танып долгое время представлял для ученых загадку.

В «Реестре башкирских волостей», составленном чиновниками Уфимской провинциальной канцелярии в 1730 году, сказано: «Волость Таныпская в Таныпских вершинах, и близ Уфы реки, леса и поля; от Уфы тележного пути нет, разве только с нуждой».

Подробно с родословной рода Танып и историческими документами можно ознакомиться в шестом томе "Истории башкирских родов", посвященном клану Танып.

Многотомник "История башкирских родов" Том 6 - Танып https://bashkirica.com/
Многотомник "История башкирских родов" Том 6 - Танып https://bashkirica.com/

Таныпская волость исторически состояла из четырех аймаков или тюб: Кыр-Танып («Внешний Танып»), Су-Танып или Уфа-Танып («Водный Танып», находившийся по реке Уфа), Кайпан и Казанчи.

Понятное дело, что название указанной волости восходило к реке Танып, долина которой первоначально была ее центром. Однако, это ничего не объясняло касательно происхождения башкир-танпыцев. Лишь недавно опубликованные архивные документы помогли исследователям раскрыть тайну.

Филиал Табынской волости

На полях наказной памяти уфимского воеводы И.И.Чичерина относительно земельного спора между башкирами Таныпской волости Акберды Чичкановым и Янсубы Янбековым от 8 августа 1627 года имеется приписка, сделанная в XVIII веке: «Табынские волости и земли».

Как следует из документа, Таныпская волость считалась частью Табынской. В этой связи вспоминается другая никем не объясненная коллизия, касающаяся известного башкирского военачальника Кулыя Балтачева (основатель райцентра Старобалтачево Балтачевского района РБ), который в одних документах значится старшиной Кара-Табынской волости, а в других – Кыр-Таныпской и Су-Таныпской.

Таким образом, можно констатировать, что эти названия были если не тождественными, то взаимосвязанными. По всей видимости, Таныпская волость была своеобразным «филиалом» Кара-Табынской. Поскольку обе находились на Сибирской дороге Башкирии, они не могли называться одинаково. Следовательно, старое имя осталось за материнским улусом, а выселок принял название Таныпской волости от одноименной реки.

Генетика подтвердила сведения Али Чукури и Гарифуллы Киикова о происхождении таныпцев

О том, что таныпцы происходят от башкир рода Табын, еще в XIX веке писал башкирский поэт и суфийский шейх Али Чукури, проживавший в ауле Чукур нынешнего Татышлинского района РБ.   В сочинении «Тазкират ли-ль-ихван ва-ль-ахбаб»  он сообщает: «Согласно ривайатам, наш предок Майкы-бей, будучи визирем Чингиз-хана, ездил с ним на одной телеге, почему ему дали прозвище Уйшин Майкы-бей…Говорят, у него было три или четыре сына, каждого из которых он обучал, возил с собой в путешествия и походы. Первого звали Кара Табын-бей, другого – Байкы-бей, третьего – Балыксы-бей».

А его сын Арифуллах Кииков дополнил шежере своего рода следующими сведениями: «У Карачи  по прозвищу Кара Табын или Карагазиз, первый сын – Балыкчи,- (это) я уже говорил!  А у того было еще четыре сына: один – Танып, второй – Уннар, 3 – Джельдяк, 4 – Джансаид. От старшего сына Балыкчи, Таныпа, было два сына: первый – по имени Кайпан, второй – по имени Янапай». Выходило, что целый ряд подразделений северных башкир – Танып, Иректы, Балыксы, Кайпан – восходили к общим предкам и были родственны с башкирами рода Табын.

Желая проверить данные этой генеалогии, генетики из Томска и Перми (В.Г.Волков, А.А.Каримов) протестировали ДНК у представителей названных башкирских родовых групп. Каково же было их удивление, когда оказалось, что у всех них оказалась доминирующей одна и та же гаплогруппа R1a-M198. Кстати, она является главным генетическим маркером для всего башкирского народа. Таким образом, данные архивных документов, шежере и генетики сошлись в одной точке.

Образование Таныпской волости

Поскольку мы выяснили, что башкиры рода Танып некогда откололись от большого объединения Табын или Кара-Табын, необходимо остановится на его истории. Башкиры-табынцы исторически населяли обширные пространства Зауралья от реки Миасс до Тобола. Сейчас это территория Челябинской и Курганской областей. В XIV веке эти земли вошли в состав Сибирского ханства, возглавляемого династией Шибанидов (Шибан – родной брат хана Батыя). В XIV веке в ханстве началась ожесточенная междоусобица. В результате часть башкир-табынцев переселилась в более спокойные места на севере Башкирии по реке Танып. Так возникла Таныпская волость. Однако, память о генетическом родстве с табынцами сохранялась вплоть до XX века, что нашло отражение в публикациях Арифуллах Киикова и Али Чукури.  В стихотворном шежере последнего говорится: «Мой предок был родом со стороны Тобола и Иртыша…Во времена Чингиз-хана Майкы-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс». Итак, кем был Майкы-бей, родоначальник башкирских родов Табын, Иректы, Танып, Балыксы и др.?

Майкы-бей Уйшин

Майкы-бей является реальной исторической личностью. Персидский историк XIV в. Рашид ад-дин сообщает, что одного из эмиров Чингиз-хана звали Байку, и происходил он из племени Уйшин. Таким образом, уйшин Байку (по-монгольски Хушидай-Байку) с учетом тюркского фонетического перехода Б ~ M  и есть искомый Майкы-бей Уйшин.

Рашид ад-дин пишет: «Был другой старший эмир по имени Хушидай-Байку. Чингиз-хан отдал его Джочи вместе с войском; он командовал правым крылом войска Бату».

В другом месте говорится, что он командовал барунгаром, то есть войском правой руки армии монголов. Как можно заметить, Майкы-бей или эмир Байку прожил довольно долгую жизнь, поскольку последовательно служил сначала Чингиз-хану, затем его сыну Джучи-хану, затем сыну последнего Бату-хану. Что касается племени Уйшин, то его обычно отождествляют с известным по китайским источникам древним народом и одноименным княжеством Усунь, которое около 176 г. до н.э. вошло в состав империи Хунну.

Башкиры-таныпцы

Одно из ответвлений племени Уйшин, носившее название Табын, много позже вошло в состав башкирского народа. От него, в свою очередь, отпочковалось подразделение Танып, от которого также выделились Кайпанская и Казанчинская тюбы. Род Танып является одним из крупнейших подразделений башкирского народа, включавший в себе четыре единицы более низкого таксономического ранга: две собственно таныпских тюбы – Су-Танып (Уфа-Танып), Кыр-Танып (Кара-Танып), а также прежде самостоятельные аймаки Казанчи и Кайпан. В 1730 г. Таныпская волость находилась «в Таныпских вершинах и близ Уфы реки».

Из таныпских подразделений наиболее сильной и многоземельной была Кыр-Таныпская тюба, которую в XVIII в. называли даже самостоятельной волостью. В ее распоряжении по Генеральному межеванию земель (начало XIX в.) находилось 82205 десятин земли.

Таныпская волость по мере усиления движения переселенцев получала подтвердительные грамоты на свои вотчинные земли: первую — от царя Михаила Федоровича Романова (1613—1645), вторую — в 1689 г. от царя Петра Алексеевича (в том году житель д. Унлар Таныпской волости Етемчура Дусметов с тов. обратился с прошением о выдаче сберегательной грамоты на их вотчину по р. Карыш из-за уничтожения жалованной грамоты во время пожара).

В 1696 г. кыр-таныпцы отделили свои владения от уфа-таныпцев.

По раздельной грамоте решили:

Башкирам Кыр-Таныпской тюбы Янчуре Янгильдину и Кара-баю Байсумбину «владеть от Старой Тынбаевой деревни от ключа, что в логу, от того логу вверх по р. Сибизе к речке Югу по левую сторону Сибизи речки, а в той Сибизе речке вверх вершине межа речка Яман-Илги вершина, а в вершину пришел лог с тальником, а с той линии прямо чрез поля межа пришла в лес в лог, что словет Чабы тюбы, в тех межах бортные ухожьи, звериныя ловли и со всякими угодьи и с лесом со-снягом и з дельными деревьями владеть впредь вечно.

Башкирцам Уфа-Таныпской волости Емею и Иштеряку Каиповым, Акбулату Калмакову с тов. и женам их и детем владеть впредь вечно вотчиною по речке Сибирге правою стороною от устья до вершины, а нам, Янчуре с тов., туда не входить».

К документу приложены тамги Емея , Иштеряка  Акбулата , Янчуры , Карабая 

Таныпцы в Российском государственном архиве древних актов

Башкиры-таныпцы основали следующие селения:

Старо- и Новобалтачево, Тошкурово, Манагазово, Мата, Штанды, Кумьязы, Мищерово, Иликеево, Кунтугушево, Имяново, Сикияз, Тузлукушево, Тутагачево, Урта-Елга, Чипчиково Балтачевского района РБ;

Савкияз, Кыткы-Елга, Манагаз, Кайпаново, Новокайпаново, Буль-Кайпаново, Верхне- и Нижнекальтяево, Солдово, Шардак, Новый Шардак, Салаевка (родина народной артистки Татарстана Хании Фархи), Бадряш, Асавды, Беляшево, Байкибаш, Аук-Буляк, Карманово, Танып-Чишма Татышлинского района РБ;

Старый и Новый Кубияз, Кигазы, Старый и Новый Карт-Кисяк, Старые и Новые Казанчи, Мутабаш, Новый Мутабаш, Ваш-Язы, Тульгузбаш, Базанчат, Кышлау-Елга, Мута-Елга, Улу-Елга, Альгияш, Тупралы, Хатмулла, Старая и Новая Кара, Каюмово, Чад, Янаул, Янкисяк Аскинского района РБ;

Новые Багазы, Давлят, Ерма-Елань, Кушкуль, Султанай, Каракуль, Ольховый Ключ, Большое Озеро Аскинского района РБ; Багазы, Шамратово, Давлятовка Караидельского района РБ.

Деревни и селения рода Канглы можно найти на сайте "Башкирика.ру - Узнай свой род, найди своих предков!"

Важность знания истории рода и шежере подчеркивали башкирские просветители Мухаммад-Али Чукури и Мухаметсалим Уметбаев, Ризаитдин Фахретдин. В одной из статей нашего канала мы приводили пример из юридической практики правоприменения шежере в восстановлении вотчинных прав. О корнях вотчинного права башкир и их связи с шежере - можно прочитать также на нашем канале.