Есть на карте Пензенской области маленькое, практически безвестное село Стяжкино, находящееся на границе Наровчата и Никольска. И мало кто знает, что в начале 20 века оно считалось центром православия, в него съезжались паломники и знаменитые люди того времени со всей России.
Всё для того, чтобы преклонить колени перед духовным подвижником, попросить его благословления, покаяться в грехах, спросить совета и наставления от священника Михаило-Архангельской церкви Болоховского Николая Иоанновича. Считалось, что если отец Николай не дал благословения на какое-то дело, то ничего не получится. Ещё одна странность: люди, пустившиеся в дальний путь без его благословления, загадочно умирали.
Как (зачастую очень верно) умел он предугадывать события, предсказывать будущее, что под силу только пророкам. Так, например, он предсказал с точностью до минуты свою смерть. Он предвидел ВОВ, рождение Антихриста в 2000 году, природные катаклизмы, массовые репрессии во времена правительства Сталина. Это под силу только святому.
Кто же он такой, святой прорицатель Николай Болоховский?
Николай Иоаннович родился 5 декабря 1869 г. в городе Инсаре Саранского уезда в семье мещанина, занимающегося винокуренным промыслом. В 1889-1894 годах Николай обучался в Пензенской семинарии, где (еще студентом) участвовал в религиозно-нравственных чтениях.
Вообще, на путь богословия его направили два человека- епископ Краснослободский Григорий и Павел, епископ Пензенский и Саранский .И вот результат: с отличием закончив в марте 1894 г. духовную семинарию и получив первый разряд, Николай был рукоположен в дьяконы Успенской церкви села Верхней Вязеры Инсарского уезда.
Уже в октябре 1895 его перевели на дьяконское место в церковь с.Масловка Наровчатовского района. В конце концов, за хорошую службу его перевели в священники Михаило – Архангельской церкви села Стяжкино Наровчатовского уезда, где он и прожил до конца дней своих.
Реформатор и просветитель
За несколько лет молодой священник абсолютно преобразил свой приход, сделал его одним из лучших в епархии. Под его руководством при церкви действовали несколько благотворительных учреждений : общество трезвости, церковно- приходское попечительство, кружок ревнителей веры и благочестия, огромная библиотека (к сожалению, сгоревшая во время пожара).
Местные газеты посвящали ему целые полосы:
"Своим истинно пасторским отношением к делу, ежедневным строго уставным и благоговейным совершением богослужения, постоянными беседами с церковной кафедры, а в особенности собеседованиями во время исповеди и всей жизнью, могущей служить примером аскетизма и подвижничества, отец Николай создал особое религиозное настроение в возрожденном им приходе и среди окружающего населения, привлек к себе множество богомольцев и почитателей..."
Протоиерей Иоанн Кронштадский, с которым Николай был очень дружен, благословил его на новое начинание – строительство мужской общины. Таким образом, в 1913 году, в честь 300-летия царствования Дома Романовых, был возведен Стяжкинский Успенский мужской общежительный монастырь, строительство которого привлекло в Стяжкино тысячи богомольцев и приобрели характер крупнейших церковных торжеств.
Слава монастыря и сельского пастыря отца Николая когда-то гремела на всю Россию.В 1918 году монастырь приказали закрыть, но многие монахи, выказав явное неуважение к властям, отказались покинуть привычную обитель и жили там вплоть до 1930, пока ясным июльским днем не пришел ордер на их арест и их не увезли в неизвестном направлении. Что произошло с ними далее - один только Бог ведает.
Сохраним частичку истории в памяти
Отец Николай продолжал свою неустанную подвижническую деятельность вплоть до кончины в 1926 году. Память о нем не смогли уничтожить годы гонений, репрессий и всеобщего равнодушия по отношению к церкви. Его могила долгие годы привлекала многочисленных паломников со всей России, каждый из которых считал своим долгом ухаживать за ней.
Сейчас же монастырь разрушен и заброшен, могила отца Николая, которого церковь хочет причислить к лику святых, заросла травой.В наш век возрастающей бездуховности, увеличивающейся агрессивности людей друг к другу приходится только сожалеть об исчезновении центров духовной культуры, таких, как Стяжкинский монастырь.