Андрей СТОЛЯРОВ
Дважды пытался посмотреть последний фильм Кристофера Нолана «Довод» и дважды бросал, даже не добравшись до середины.
У Нолана есть одно неоспоримое достоинство. Он умеет сделать фильм масштабным и зрелищным.
Но у него есть и фатальный недостаток: ему нечего сказать. Содержание в фильмах Нолана напрочь отсутствует, его роль обычно играет фишка.
Фишки могут быть самыми разными.
Например, основной сюжет фильма развертывается задом наперед. — Фишка. («Помни»).
Например, иллюзионист, чтобы добиться успеха, демонстрирует фокус, где он с помощью особой машины регулярно создает и убивает своего двойника — реального живого человека. («Престиж»).
Например, группа профессионалов проникает в чужие сны, внедряя в спящего человека нужные им идеи. — Фишка. («Начало»).
Например, находясь на краю Вселенной, герой через гиперпространственный тессеракт проникает в свою комнату на Земле и с помощью секундной стрелки азбукой Морзе передает информацию о теории гравитационного движения. — Фишка (хотя, по-моему, просто бред — «Интерстеллар»).
Например, олигарх, торговец оружием, получает из будущего технологию, которая инвертирует энтропию и позволяет перемещать предметы вспять по оси времени. — Фишка («Довод»).
И каждый раз после просмотра фильма у меня возникает вопрос: ну и что автор хотел этим сказать? Для чего он все это нагородил?
Замечу, что когда содержание в фильме (или книге) наличествует, то не всегда удается определить, в чем именно оно состоит, но сама содержательность ощущается. А в фильмах Нолана, на мой взгляд, такого ощущения нет.
Отсюда — искусственность ситуаций, создаваемых режиссером, искусственность проблем, которые он якобы поднимает.
Я бы определил это как псевдоинтеллектуализм. Или, как выразился один из критиков: Нолан «замахивается на большую интеллектуальность, чем ему по силам».
Кстати, если фишки в фильме Нолана нет, то получается унылый и затянутый «Дюнкерк», где не ощущается ничего, кроме потуг на многозначительность.
Пожалуй, единственный фильм Нолана, который именно — фильм, это детектив «Бессонница», там подобных вопросов не возникает. Правда, трудно сказать, чья это заслуга — режиссера или Аль Пачино, сыгравшего в фильме главную роль.