Со всеми иногда случаются приступы ностальгии. С криком «А-а-а-а, верните мой *подставить год*» мы садимся за комп, и, как бы пытаемся завести машину времени. Дыр-дыр-дыр. Вот, получите-распишитесь-расплатитесь за частичный перенос. Я бы хотел рассказать об игре, про которую сейчас особо и не говорят, так как ее славу перекрыли те же пресловутые «Генералы».
Установка Axis & Allies была отдельным приключением — 15 проверок на вирусы, возня с русификатором (10 повторных пехотных полков из 10), да бсод (решить проблему помог режим совместимости с ХР) — это ведь малая цена такого удовольствия, не так ли?
С чем имеем дело?
Axis & Allies — RTS, вышедшая в далеком в 2004 году. Особо много расписывать историю разработки нет смысла. Авторы — TimeGate Studios, также работавшие над дополнениями к F.E.A.R. Они стали банкротами в 2013 из-за долгов. Axis & Allies — их самый удачный проект. На этом, пожалуй, можно поставить точку.
Кампании
В меню нас встречают сурово вышагивающие пехотинцы на фоне бронетехники. Игнорируем пафос и следуем в вожделенную «Одиночную» игру. И здесь у нас на выбор сразу две кампании: традиционная и на глобальной карте.
В первом случае сплошная классика: проходим уровни, смотрим кинематики (осторожно, 2004 год!), а потом снова проходим уровни. Кампания за Союзников проведет нас от битвы за Эль-Аламейн до сражений под Москвой, Сталинградом и Курском, закончив наше маленькое приключение в Берлине.
Но и есть кампания за Ось, как по мне, чуть более сложная и интересная (из-за Японии). Концовка у нее неожиданная и грандиозная — нам предстоит на скорость брать Москву (опередив при этом японцев), командуя немецкими войсками!
Второй тип кампании мы также могли видеть в стратегиях типа Rise of Nations. Здесь мы также выбираем себе сторону, генерала, а потом отправляемся на глобальную карту мира — ковать победу. А достигается она только одним способом — полным захватом вражеских территорий в случае игры за Союзников, либо уничтожением двух стран за Ось. Нанимаем дивизии, закупаем апгрейды, а потом двигаемся к врагам. И там начинается самое интересное.
Мы можем ограничиться автобоем (игра сама рассчитает силу дивизий и на основе этого даст шансы на победу), либо начнем сражение в реалтайме. И тут выясняется интересная деталь. Если отправить только пехотные дивизии, то и воевать придется сугубо пехотой. А стоит добавить механизированных — откроются вездеходы. С танками и авиацией система, думаю, ясна. Впрочем, никто не запрещает апгрейдить уже существующие дивизии.
Генералы
А вот и то, что роднит игру с C&C: Generals. У каждой страны в игре есть по 4 генерала. Каждый обладает уникальными способностями. Например, Рундешт может отправить во врага ракету Фау, а Рокоссовский способен воодушевить пехоту. Из-за чего на некоторое время она превращается в натуральных терминаторов, способных «расстреливать» танки из своих винтовок.
Баланс по генералам достаточно своеобразный. Блицкриг Роммеля может показаться бесполезным, если сравнивать с ядреной бомбой Нимитца. С другой стороны, такие способности требуют целую прорву опыта, а набрать его бывает проблематично.
Для использования способностей нужно постоянно накапливать опыт. Он медленно капает со временем, а чтобы его немного ускорить, нужно сражаться. И здесь выявляется баланс, пусть и кривой. Та же ковровая бомбардировка стоит 1800 очков, тогда как остальные, менее смертоносные способности, имеют куда меньшую цену, что и позволяет реализовать преимущество в ранней игре.
Фракции, войска… А как играть-то?!
В отличие от большинства стратегий, здесь мы должны строить базу, чтобы получить полки. В полках состоит определенное число солдат конкретного типа. Скажем, в пехотном полку есть только стрелки и пулеметчики, огнеметчиков им придать нельзя, для этого надо проводить особый апгрейд и нанимать отдельный полк.
Центр любой базы — штаб. Там мы покупаем грузовички различных типов, а они уже разворачиваются в конкретные здания: штабы дивизий, моторные парки и ресурсные депо. Забавно, но база здесь может в любой момент переехать в случае опасности, так же как темные эльфы в Warcraft III или терраны в Starcraft II.
Естественно, на все это нужны деньги, а сам доход зависит от количества развернутых дивизий, что вполне логично. Конечно, на некоторых картах есть города. Но местные жители настолько ветрены, что стоит только врагу показаться на горизонте, как они тут же перестают снабжать игрока ресурсами.
Во многом войска фракций шаблонны. Допустим, пехота Германии и СССР отличаются только внешним видом, пока не будут закуплены различные апгрейды.
Но присутствуют и уникальные полки. СССР обладает дешевыми призывниками, что закидывают врага кирпичами. Кирпичи настолько эффективны, что рассыпаются в огнеопасную пыль при соприкосновении с противником, после чего он немедленно умирает от унижения. Или ожогов. Или от всего сразу. А потом по нему проезжает ИС-3.
Британцы могут похвастать элитной пехотой, отрядами SAS и особым зенитным отрядом. У США есть тяжелая пехота, способная бросать сразу две гранаты вместо одной. Еще у них есть уникальный моторизованный отряд, куда входит пехота, бронетранспортер и пара легких танков.
Японцы получили легкие танкетки и камикадзе, но вот тяжелых танков им не завезли (а зачем, когда есть прекрасные танковые артиллерийские полки, уникальные для Японии?).
Германия может выставить на поле боя самоходные мины «Голиаф» и «Королевских тигров», которые под действием Блицкрига могут аннигилировать все живое.
Баланс юнитов здесь таков, что танки — оружие победы, и чем быстрее у вас будет их критическая масса, тем вероятнее вы сможете выиграть в поле. В городе иные правила. Там властвует пехота (моторизованные полки одинаково хорошо получают люлей в любой ситуации). Впрочем, никто не запрещает построить пародию на Мажино из стационарных орудий, правда, результат будет соответствующий.
Особенности местных сражений
В результате получается достаточно интересная картина. У каждой страны есть уникальные полки, апгрейды и способности генералов, что может кардинально менять геймплей. Однако сами войска не особо полезны, если они лишены снабжения. Пополняются полки как и положено, только на дружественной территории, на иностранную чужбину призывники идти не желают. А чтобы увеличить нашу зону влияния, нужно строить здания. Но есть одна деталь. Игрок может построить только 20 зданий, как и полков. Имеется приятный грузовичок снабжения, разворачивающийся в одноименное депо. На него лимит не распространяется! Можно, без шуток, заполонить ими почти всю карту.
В итоге игровой процесс здесь выглядит так. Собираем определенную комбинацию полков в зависимости от генерала. Затем тянем цепочку депо снабжения до врага. Сражаемся. Отходим, пополняемся. При необходимости процедуру повторяем. Получается своеобразный «перетяни канат» при котором победит тот, кто быстрее накопит очки на какую-нибудь деморализацию или же бафф на урон.
Подведем итоги?
У игры очень неторопливый геймплей. Здесь нет тонны микроконтроля, юниты не обладают кучей абилок. Но от этого она не становится хуже, просто ускорение и раскрытие игрового процесса идет постепенно, что неплохо для тех, кто любит поиграть на расслабоне. Таких стратегий вообще днем с огнем не сыщешь!
Axis & Allies мало кому запомнилась. И это странно. Сейчас она известна только в узких кругах, хотя игра получилась действительно уникальной. В себе она сочетает привычный сеттинг, с непривычным для него геймплеем. Здесь и прокачка отрядов (элитная пехота перестреливает легкие танки, WTF?!), а также достаточно приличные кампании. Да и эпичности, по меркам 2004 года тут хватает. Может быть, однажды мы увидим ремастер или ремейк. А пока, можно наслаждаться тем, что уже получили.