Найти тему

Свой среди своих, часть 2

Продолжаем начатую вчера тему – художники глазами художников. Рафаэль очень долго считался главным художником в истории европейской живописи. Да-да, именно он, а не Леонардо да Винчи, как это кем-то почему-то принято сейчас (хотя я вообще не принимаю такой постановки вопроса как «Кто художник № 1 в истории живописи»). Вспомните, некоторые художники даже отталкивались от имени Рафаэля, «прерафаэлиты», например. Естественно, что и в живописи о живописи Рафаэль оставил большой след. Картин о Рафаэле набралось так много, что весь сегодняшний выпуск будет посвящён полностью этому художнику. Можно составить пусть не полное, но довольно представительное жизнеописание.

Родившись в 1483 году в Урбино, Рафаэль в 1501 перебрался в соседнюю Перуджу, где поступил в ученики к знаменитому Перуджино.

Эдуар Сибо (1799-1877, Франция) Перуджино и Рафаэль в Перудже. 1842. Музей Анны де Божё. Мулен, Франция
Эдуар Сибо (1799-1877, Франция) Перуджино и Рафаэль в Перудже. 1842. Музей Анны де Божё. Мулен, Франция

Рафаэлю не было ещё и 20, когда в Перудже стали известны его первые «Мадонны». Об этом картина Фрагонара, только не известного всем мастера рококо Жана-Оноре (1732-1806), а его сына Александра-Эвариста (1780-1850)

Александр-Эварист Фрагонар (Франция). Рафаэль поправляет позирующую для Мадонны модель. 1820. Лувр
Александр-Эварист Фрагонар (Франция). Рафаэль поправляет позирующую для Мадонны модель. 1820. Лувр

Четыре года (1504-1508) Рафаэль провёл во Флоренции, где его репутация великолепного живописца сформировалась окончательно.

Адольф Хеннинг (1809-1900, Германия) – Рафаэль в своей мастерской во Флоренции.
Адольф Хеннинг (1809-1900, Германия) – Рафаэль в своей мастерской во Флоренции.
Клод Калло* (1620-1687, Франция). Апеллес** и Рафаэль 1686, Дворец-музей короля Иоанна III, Вилянув, Варшава, Польша
Клод Калло* (1620-1687, Франция). Апеллес** и Рафаэль 1686, Дворец-музей короля Иоанна III, Вилянув, Варшава, Польша

*не стоит путать этого художника с модной ныне истеричной троцкистской, там одна буква «л»

** Один из самых легендарных живописцев античности, с которым здесь сопоставляется Рафаэль.

В 1508 году Рафаэль перебирается в Рим, к папскому двору. Там он проведёт всю оставшуюся жизнь и создаст свои главные шедевры.

Орас Верне (1789-1863, Франция). Папа Юлий II принимает проекты Микеланджело, Браманте и Рафаэля по постройке Ватиканских дворцов и собора св.Петра. 1827. Лувр (Париж)
Орас Верне (1789-1863, Франция). Папа Юлий II принимает проекты Микеланджело, Браманте и Рафаэля по постройке Ватиканских дворцов и собора св.Петра. 1827. Лувр (Париж)
Орас Верне (1789-1863, Франция). Рафаэль в Ватикане. Лувр (Париж)
Орас Верне (1789-1863, Франция). Рафаэль в Ватикане. Лувр (Париж)

Стоит сказать, что почему-то бедолаге Рафаэлю сильно досталось от многих критиков и историков искусства за связь с молодой римлянкой Маргеритой Лути, которая была дочкой булочника (Форнарина). Они увидели нечто постыдное в том, что молодой художник увлекся своей моделью и (или) в том, что он использовал внешний вид своей дамы в религиозной живописи. Другие наоборот, с пеной у рта оправдывают Рафаэля, доказывая, что «ничего такого не было». Лично я считаю и то и другое обвинение, даже при полной правдивости и доказанности, абсолютной фигнёй. В конце концов Рафаэля стоит только похвалить за то, что он был из тех, кто не разделял нравы «платоновской академии 2.0», предполагавшие, что высокообразованный интеллектуал должен интересоваться юношами. Связь холостого художника с натурщицей — это вполне нормально, а «морализды» пусть идут туда, куда Ф.Г.Раневская послала пионэров.

Видимо так же считал и Энгр.

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814. Музей Фогг. Кембридж, штат Массачусетс (США).
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814. Музей Фогг. Кембридж, штат Массачусетс (США).

История о прекрасной дочери булочника так волновала Энгра (а, может быть, заказчики были настоль щедры), что мастер возвратился к этому сюжету спустя 3о лет

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е. Музей искусств Коламбуса, штат Огайо (США)
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е. Музей искусств Коламбуса, штат Огайо (США)

Тема Рафаэля и Форнарины интересовала не только Энгра.

Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846. Музей Лёвена (Бельгия)
Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846. Музей Лёвена (Бельгия)
Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824. Национальный музей Стокгольм (Швеция)
Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824. Национальный музей Стокгольм (Швеция)
Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866. Музей искусств Варезе (Италия)
Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866. Музей искусств Варезе (Италия)

Даже один из величайших гениев пейзажа, когда-либо творивших на Земле, англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851), считал нужным «помянуть» Рафаэля в своём творчестве.

Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820, галерея Тэйт (Лондон)
Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820, галерея Тэйт (Лондон)

* Это те самые лоджии, о которых матушка Екатерина, топнув ножкой, сказала: «Хочу» и в Петербурге появилась копия

Кстати, Энгр изобразил ещё один романтический момент, связанный с Рафаэлем.

Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814. Художественный музей Уолтерс. Балтимор, штат Мериленд (США).
Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814. Художественный музей Уолтерс. Балтимор, штат Мериленд (США).

Одним из самых известных произведений Рафаэля считается «Сикстинская Мадонна» (1512-1513). Процесс работы над ней представлен на коллективном полотне двух братьев-немцев, проведших, правда, почти всю творческую жизнь в Риме.

Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820. Национальный музей Познань (Польша)
Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820. Национальный музей Познань (Польша)

Рафаэль внезапно умер в относительно молодом возрасте (37 лет), 6 апреля 1520 г. Надпись на его гробнице известна почти всем: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Уже упоминаемый нами Йоханнес Рипенхаузен, на сей раз в одиночестве, без брата, запечатлел смерть Рафаэля.

Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля.
Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля.
Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция). Замок Мальмезон (Франция)
Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция). Замок Мальмезон (Франция)

Я полагаю, что сегодня мы довольно подробно познакомились с жизнью Рафаэля в красках.