Найти тему

Фарфор – вечный материал

Мартина Крак, Берлин, Германия.

Не всякая кукольная галерея может похвастаться тщательно подобранной коллекцией. Не всякий галерист обладает безупречным вкусом. Но фрау Мартина Крак демонстрирует, что совершенство в коллекционировании кукол – возможно.

Позиционируя свою берлинскую галерею, как «галерею современного кукольного искусства», Мартина, однако, не стремится выставлять авангардных авторов. Уже более 17 лет она собирает и продает кукольную классику, работы таких уникальных мастеров, как Хильдегард Гюнцель, Аннет Химштедт, Рут Треффайзен.

В беседе с корреспондентом нашего журнала Мартина Крак рассказала о своем подходе к галерейному делу, о том, как в наше время обстоят дела с кукольным искусством и о многом другом.

-2

Мартина, многие галереи сейчас предпочитают выставлять необычных кукол молодых авторов. Вы же, в основном, придерживаетесь классики. Чем обусловлен такой выбор?

В первую очередь – качеством. Современные художники после первой же выставки хотят денег и славы. Обладая минимальным набором навыков, они не стремятся совершенствоваться, больше занимаясь вопросами коммерции и рекламы. У художников предыдущего поколения – совсем другая школа. Например, у Хильдегард Гюнцель. Известность пришла к ней не сразу. Более того, Гюнцель долгое время практически не продавала свои работы, занимаясь изучением всех тонкостей кукольного мастерства. И когда она научилась сама не только лепить форму, но и отливать куклу в фарфоре, делать глаза и волосы, окрашивать фарфор для получения нужного цвета кожи, шить одежду и обувь, тогда она стала выставляться. И, будучи технически безупречной, поднялась на недосягаемую высоту. Второй немаловажный аспект – материал. И этот материал – фарфор.

-3

Почему именно фарфор? Ведь сейчас появилось множество различных материалов, позволяющих сделать работу более тонкой и в то же время упростить процесс изготовления куклы.

В отличие от различных пластиков фарфор – материал вечный. Сравниться с ним может, разве что, дерево. И само искусство – не сиюминутно. Случись сейчас ядерный взрыв, после которого весь Берлин будет лежать в руинах, фарфор останется. Даже черепки можно будет склеить, они станут свидетельством нашей цивилизации. От прочих материалов не останется и следа. Кроме того, фарфор – материал, в работе сложный, а потому – элитарный, чего никак нельзя сказать о пластиках. Сейчас каждый желающий может пойти в магазин, купить пластик, сделать куклу. Сложно потом судить, кто художник, а кто – нет. Творческий процесс обесценивается.

Впрочем, и фарфор в наше время, увы, растиражирован. Я говорю об огромном количестве низкопробных китайских кукол. Многие молодые авторы, поначалу заявляющие себя яркими индивидуальностями, через некоторое время уходят сотрудничать с такими фирмами, производящими игрушки массово. А покупатели – если они не коллекционеры – не могут отличить, чем эта продукция отличается от произведений Гюнцель. Однажды я провела своеобразный эксперимент. Во время одной из выставок сделала на витрине галереи ряд из дешевых китайских кукол. Прохожие заглядывали, удивлялись и говорили, что теперь-то они видят разницу не только в цене, но и в качестве.

Получается весьма безрадостная картина. Мартина, а каким Вы видите будущее кукольного искусства?

У меня есть своя концепция развития кукольного дела. Я выделяю в кукольном искусстве три эпохи. Первая – старинные куклы, она закончилась в середине ХХ века. Ее сменила вторая эпоха – современная кукла, ставшая со временем классикой. По сути, ее образовали Хильдегард Гюнцель, Аннет Химштедт, Рут Треффайзен, остальные же художники создали считанные единицы кукол. Но люди не вечны. Художницы уже не молоды, школ или, хотя бы, отдельных учеников после себя не оставили. Они больше не создают принципиально новых кукол, а используют, в основном, образы, придуманные ранее. Начиная с 90х годов минувшего века, я отсчитываю третий период. Время достаточно сложное: коллекционной кукле приходится бороться за свое существование. Хочется верить, что будущее – за современной кукольной скульптурой, но выполненной не в пластике, а в фарфоре или в дереве. В моей галерее сейчас есть несколько таких экземпляров. Например, работы Сильвии Опклебер.

-4

Раз речь зашла о молодых художниках. Хотели бы видеть в Вашей галерее работы каких-либо русских авторов?

Просматривая некоторые выпуски Ваших журналов, а также каталоги выставок, я отметила Александру Кукинову. Ее работы – именно то, в чем я вижу будущее кукольного искусства.

Мартина, кто Ваш покупатель? И почему, как Вам кажется, люди в наше время вообще покупают кукол?

Почему людям нужны куклы? А зачем нужна музыка, опера или театр? Зачем вообще нужна жизнь, в которой человек ничего не делает для души? Что касается моего покупателя, то есть настоящие коллекционеры. В основном, они и покупают. Но таких людей немного, так что иногда продаж нет неделями.

Конечно, коллекционирование кукол – занятие необычайно интересное. Но получается, что оно занятие только для избранных? Ведь куклы стоят недешево.

Если говорить о фарфоровых куклах, то, безусловно. Авторская работа высокого качества, кукла, созданная в рамках лимитированной серии, с париком из настоящих волос, со специально изготовленными стеклянными глазами ручной окраски, одетая в дорогое платье, в кожаной обуви будет, в среднем, стоить около 800 евро. Но у начинающих коллекционеров есть альтернатива – куклы из винила. Практически все художники, работающие с фарфором, делают виниловые копии своих творений. Цены на них в несколько раз ниже, а разница на глаз практически незаметна. И это гораздо более приемлемый вариант, чем собирание дешевого китайского фарфора.

-5

Мартина, при Вашей галерее есть секонд-хенд. Насколько я понимаю, там как раз продаются виниловые куклы?

Да, в нашем «Первом секонд-хенде Химштедт» можно за полцены купить виниловых кукол известных авторов в отличном состоянии. Как они попадают к нам? Зачастую люди, коллекционирующие фарфоровых кукол, не имеют возможности сразу приобрести то, что им хочется. Тогда они покупают виниловую копию, занимающую место в их коллекции, пока не появится шанс обзавестись фарфоровым оригиналом. После этого виниловая кукла оказывается в нашем секонд-хенде.

Благодарим Александру Вареникову и галерею М. Крак за интервью и предоставленные материалы.

Журнал «Кукольный Мастер» №20.

Размещение информации на канале:

Издатель журнала «Кукольный Мастер» - Лана Летта. Почетный Президент Культурного Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА», учредитель выставки «Искусство Куклы», основатель «Музея Истории Куклы», руководитель «Школы Кукольного Дизайна», учредитель и организатор выставки «Гранд Текстиль»;

Главный редактор журнала «Кукольный Мастер» - Ольга Лахина. Соорганизатор выставки «Искусство Куклы» в Москве, организатор выставок «Время Кукол», «TeddyFun», «Курочка Ряба», «Крафт Базар» в Санкт-Петербурге и «Фабрика мечты» в Берлине. Член Творческого Союза Художников России (секция галеристов и кураторов). Исполнительный Директор Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА». Лауреат международной награды «ПАНДОРА»;

Выпускающий редактор – Поваркова Анна.

Журнал «Кукольный Мастер» - единственный в России полноформатный специализированный регулярный журнал для профессиональных художников и любителей авторской куклы и мишек Тедди.

Журнал издается на русском языке.Формат — 210х300

Количество полос — 88

Периодичность — 4 раза в год

Приобрести выпуски печатной версии журнала «Кукольный Мастер» можно здесь:

«Академия Творчества» www.akademiyatvorchestva.ru www.instagram.com/akademiyatvorchestva

Партнеры канала:

«Школа Кукольного Дизайна» www.dollschool.ru

Выставка «Искусство Куклы» www.dollmanege.ru

Выставка «Время Кукол» www.dolltime.ru

Выставка «Гранд Текстиль» www.grandtextil.com

Выставка «Hello Teddy» www.helloteddy.ru

Выставка «Moscow Fair» www.mosfair.ru

Галерея «Вахтановъ» www.artdolls.ru

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Фейсбук www.facebook.com/groups/410290149088619

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Инстаграмм www.instagram.com/dollmaster_magazine

Группа журнала «Кукольный Мастер» в Вк

www.vk.com/club36855564