Я думаю почти у всех была подобная ситуация в школе,когда нужно пересказать большое произведение ,которое читали несколько уроков на литературе ,а вы не слушали или по какой то причине вам не удалось присутствовать на уроках,ну в общем причин достаточно много.Я поделюсь с вами как сделать это быстро и приминяя к этому минимум сил и времени.Я приведу все в примерах.
Ну конечно же мы обратимся к краткому содержанию.В качестве примера я буду использовать произведение И. С. Тургенева "Муму"
1.Выведем главных и второстепенных героев(обычно на сайтах кратких содержаний их пишут в самом начале).Для чего же нам выводить главных героев? Для того чтобы при прочитывании произведения мы понимали о чем или о ком речь.Например в моем случае главный герой Герасим – дворник, «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья», любил Татьяну. По приказу барыни убил свою собаку Муму. Из этого определения уберем все лишнее и тогда все будет казаться проще:Герасим - дворник,крепкого тело сложения и глухонемой ,любит Татьяну ,по приказу убил собаку Муму.
И таким образом действуем с остальными главными героями.Главных героев бывает много , поэтому вы можете записывать в тетрадь ключевое слово каждого главного героя ,и подсознание вам само все выдаст,главное читать задумываясь и представляя в голове картинку.Если вы прочитаете просто так не задумываясь то ждите такого же результата ,ваше подсознание не запомнит героя и вы не сможете описать его у себя в голове при прочитывании текста.Вы спросите"Зачем писать ключевые слова?" Для того чтобы при прочитывании краткого содержания вы смогли посмотреть в тетрадь и понять кто это такой. Следущий этап это выведение второстепенных героев.В моем случае:Татьяна – прачка, «женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая», возлюбленная Герасима, ставшая женой Капитона.
Опять выводим только самое важное , то есть Татьяна- прачка,возлюбленная Герасима, ставшая женой Капитона.
2. Вдумчиво читаем текст целиком представляя картинку у себя в голове . Когда вы представляйте картинку у себя в голове ,вам становится более понятен текст,а когда вы просто читайте текст не обращая внимания на непонятные вам моменты ,конечно вы ничего не сможете пересказать и запомнить.
3. Ну вот вы вдумчиво прочитали текст ,что же делать дальше?Вам нужно все обдумать,просто подумайте над моментами ,которые вас зацепили или наоборот вы осуждайте поступок.Можно сказать что вы ведете рассуждение с самим собой .Например:Особенно Татьяну пугал «громадный» Герасим. Посмеиваясь над ее пугливостью, мужчина вскоре полюбил девушку. С тех пор Герасим старался всегда быть с ней рядом, дарил ей подарки, помогал делать трудную работу, не давал дворовым смеяться над тихой Татьяной. И начинаем вести у себя в голове монолог: Герасим был настоящим мужчиной и джентльменом,хотя сначала и посмеивался над тем,что она его боится- и конечно же представляем эту картину у себя в голове ,можно даже подумать какие подарки он ей дарил.
4.Опять берем тетрадь и записываем с каждого обзаца то,что самое главное и несет всю суть этого обзаца.Покажу на примере:На одной из отдаленных улиц Москвы в сером доме с белыми колоннами жила вдовствующая барыня, окруженная многочисленными слугами. Среди ее челяди особенно выделялся дворник Герасим – глухонемой от рождения мужчина. Он был одарен необычайной, богатырской силой, работал за четверых, и любое дело «спорилось в его руках». Пишем одно предложение ,в котором делаем вывод обзаца: В Москве жила вдава барыня со слугами,выделялся дворник Герасим.
5.Записав все это,начинаете пересказ по записям ,все проговаривая вслух.После пересказа по записям ,когда вы уверены ,что практически знаете текст (обычно требуется 2 или 3 раза,все зависит от вас)приступайте к пересказу без записей .
Пересказ - это на самом деле не сложно главное понять текст ,представляя картинку ,прокручивая это в голове ,как фильм .Кстати ,а чтобы все закрепить ,если у вас достаточно времени ,то можно посмотреть фильм по этому произведению.