Назначаемый крайним. Для меня самого было загадкой, почему я частенько приходился не ко двору. Вроде, не дефективный, не склочный, язык не длинный. Поведение не заносчивое, нормальное. Ну, может, был несколько замкнутым, как бы себе на уме. Но недостаток общительности – это не порок, это личное дело каждого, за это не наказывают. Где бы я ни работал, я просто пахал. Инженером широкого профиля. Этих признаков порой оказывалось достаточно, чтобы усмотреть в моих действиях существенные недостатки, а затем, при случае, увидеть во мне крайнего.
Это факт, что мы по-прежнему во многом бесправны перед начальством. Тем не менее, появляются ещё хорошие книжки, дающие дельные советы о том, как грамотно противостоять начальственному произволу. Например, книжка Виктора Мамонова «Что делать, если вас захотят уволить?» Нисколько не умаляя её полезного содержания, хочу рассказать о своем способе победы. Может быть, кому-то это покажется интересным.
Наверно, по складу моего характера, мой способ родился из нежелания участвовать в разного рода корпоративных интригах, склоках, подсиживаниях, завистничестве. В планктонных «дружбах» всех против всех. Глядя на такое, пауки в банке отдыхают.
Если в результате всех этих комбинаций меня начинали выживать и соответствующим образом стучать на меня начальству, склоняя его к принятию решения, - я не сопротивлялся, не воевал. Я воспринимал ситуацию не как безвыходную, а как маленький эпизод в моей большой жизни.
Барабаны судьбы. Я пытался осмыслить обстановку. А может, мелочные усилия моих недругов вокруг меня – это посылаемые мне знаки, что пора двигаться дальше? Вдруг, я должен уловить в этой неблаговидной суете – едва различимый шёпот новых горизонтов? Может, это начинает дуть верхний ветер и доносить до меня призывный бой барабанов моей судьбы?..
Кончалось тем, что я подписывал заявление по собственному желанию и уходил. В никуда, в неизвестность, в неустроенность. С неизбежными материальными потерями, о которых, впрочем, я никогда не жалел. Я не знал в такие моменты, правильно ли я поступаю. Истина открывалась мне много позже, спустя годы. Оглядываясь назад, я с удивлением обнаруживал, что оказывался прав. Или это верхний ветер оказывался прав, а я только следовал его направлению?
По-над обрывом. Запомнились некоторые эпизоды моих увольнений. Я работал в одной солидной хозрасчетной организации, с легальной возможностью дополнительного заработка для сотрудников. Однажды кто-то посчитал, что я слишком хорошо зарабатываю, на том рабочем месте, которое вполне мог бы уступить одному из родственников директора. Меня без боя ушли, а через пару месяцев там вскрылись масштабные хищения. Досталось всем, и святым и грешникам. Директор и главбух сели. Остальные отделались либо увольнениями, либо большими штрафами. Безвинно пострадал бы и я. Та должность, которую я занимал, к тому обязывала. Но пронесло. А если б меня оттуда вовремя не сдуло? Хлебали бы баланду вместе с директором?
По-над пропастью. В другой раз моя работа была связана с системами оповещения пожарной сигнализации. Я работал на суточных дежурствах. Постепенно привел в порядок запущенное оборудование, наладил работу системы. После этого кому-то показалась чересчур привлекательной такая работа, с неплохой зарплатой, спокойными теперь уже дежурствами и свободными днями последующего отдыха.
Под надуманным предлогом оптимизации численного состава, первым на освобождение теплого местечка определили бесконфликтного меня. Мне уже вручили на руки обходной лист и освободили от смен, чтобы я быстрее смог оформить расчет. Как вдруг, на подконтрольном объекте случился сильный пожар! Слава богу, не в мою смену! Тут уж я не подвел своих гонителей, оформился быстро, от греха подальше. Опять что-то верхнее отвело от меня беду, а гонителям пришлось давать показания следователю. Но их дальнейшая судьба меня не интересовала.
Конь не привередливый. Потом я работал в уважаемой бюджетной организации. Работа была спокойной и непыльной, хотя и не слишком денежной. Но тут грянула перестройка, с её шоковой терапией. Деньги и штаты бюджетникам сильно урезали, в нашей организации начались лихорадочные тараканьи бега за немногие оставшиеся единицы штатного расписания.
Естественно, в этих бегах я участия не принял. Ушел по объявлению на невзрачную тогда вакансию заводского снабженца. Застал там, на последних месяцах советской власти, легендарных «толкачей». Это такие спецы, которые знали все ходы-выходы в непростой системе всесоюзного снабжения. Немного, я нахватался от них.
А когда всё совсем рухнуло, пошел наниматься к новым русским, агентом по снабжению. У новоявленных манагеров было много инициативы, амбиций и молодой энергии, но они не знали ещё, что где лежит, по каким неприметным базам и складам раскиданы необходимые для производства материалы и запчасти. А я знал. И стал хорошо на этом зарабатывать.
Суровые перестроечные времена я пережил с тремя детьми школьного возраста и женой-бюджетницей на руках. Жили не шикарно, но вполне сносно. Я даже смог прикупить однушку в престижном районе. Всех детей поднял, всем дал высшее образование. Сейчас они самостоятельные, работают. Надеюсь, я сумел передать им главное, - свои простые понятия о совести и право честно смотреть людям в глаза. Сейчас я думаю, а если б я цеплялся тогда за нищенскую зарплату бюджетника, смог бы я всё это сделать? Навряд ли.
Так что, победить, это прежде всего победить свои страхи. Суметь расстаться с опасливым желанием оставить всё как есть, с привычкой катиться по наезженной колее, держаться за насиженное место и подальше – от тонкого льда перемен.
Победить – это чувствовать, что вы ведомы не нуждой заработка, а верхними знаками разумной вселенной. Следование её зову дает нам внутренний рост и неизбежно решает вопрос о заработке. Миллионерами мы не станем, но на текущие расходы, по трудам, всегда заработаем.
Желаю успехов и удачи всем, даже начальникам и их шестерочным свитам. Идущий да обрящет!
Комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайки!