Мореходство – рискованное занятие. Дно Мирового океана просто усеяно обломками кораблей. В большинстве случаев их гибель нельзя назвать таинственной. Причиной были либо сильный шторм, либо несовершенство судна, нападение пиратов и т.д. Но есть и нечто такое, чему никто не может дать объяснений. Было бы ошибкой утверждать, что таинственные события происходят лишь в Бермудском треугольнике. Загадочное на нашей планете встречается повсюду. Океаны хранят немало тайн. Даже в местах, где, казалось бы, проверен каждый клочок земли, человек порой сталкивается с новыми загадками.
Теоретики расходятся во мнениях
Мнения тех, кто серьезно занимается изучением Бермудской аномалии, разделились. Геофизики отрицают существование в этом районе внеземного разума и проявления сверхъестественных сил. Они склонны все странное в Бермудском треугольнике объяснять природными явлениями. Гибель кораблей и самолетов в этом случае не содержит ничего загадочного.
Однако иногда в Атлантике происходит что-то странное. И результаты катастроф показывают, что обвинять в кораблекрушениях только природную стихию нельзя. Некоторые объясняют загадку Бермуд вмешательством внеземного разума в самых разнообразных его проявлениях или сверхъестественных сил, неизученных и непонятых. Но ученые, отрицающие «теорию о космическом вмешательстве», находятся в точно таком положении, что и их противники. Гипотезы и тех, и других только косвенно подтверждают правоту своих авторов. Анализ бермудских катастроф убеждает, что очень сильно хромают версии и тех, и других.
Где находится «дьявольское» место?
Акватория Бермудского треугольника простирается в западном районе Атлантического океана. Южный угол находится в Пуэрто-Рико, западный – на южном побережье Флориды, а северный составляют Бермудские острова.
Треугольник – это лишь условная фигура. Район катастроф гораздо шире, он охватывает значительную часть Атлантики. Многие катастрофы относят к бермудским кораблекрушениям, так как имеют один своеобразный характер. Со всех сторон света треугольник окружает масса природных объектов, которые относятся к нему, хоть и находятся вне трех строго определенных линий. Поэтому обозначить конкретные границы таинственной зоны невозможно.
Начало отсчёта
В общей картине кораблекрушений существуют загадочные катастрофы, причину которых не удалось разгадать никому. Чаще всего эти катастрофы происходят в районе Бермудского треугольника, через который проходит оживленная международная трасса.
С возникновением и развитием авиации в страшной акватории стали бесследно исчезать не только корабли, но и самолеты. Район Бермудского треугольника издревле носил славу гибельного. Но до середины XIX века никто не подсчитывал трагедий, происходивших в океане. Лишь развитие навигационной науки заставило мореплавателей обратить внимание на загадочные кораблекрушения.
Исчезновение «Мстителей»
Самой нашумевшей катастрофой Бермудского треугольника была гибель шести самолетов ВМС США в 1945 году. 5 декабря пять самолетов-торпедоносцев ТМВ-3 «Эвенджер», то есть «Мстители», с опытнейшими офицерами и девятью членами экипажей вылетели в учебный полет. Самолеты держали курс на Чикен Шоал, севернее Бимини. Совершив успешное бомбометание, самолеты повернули обратно на юго-запад.
Через несколько минут от командира группы Ч. Тэйлора поступила радиограмма:
«У нас аварийная обстановка! Очевидно, сбились с курса. Мы не видим земли... Все смешалось. Даже море выглядит как-то необычно...»
Сообщить свои координаты летчики не могли, поскольку потеряли ориентацию. Казалось, что радиограммы посылает не опытнейший летчик, а испуганный новичок. Связь быстро ухудшалась. Казалось, летчики одновременно ослепли, поскольку солнца они тоже не видели и пребывали в панике. Бушевал сильный ветер, все компасы вышли из строя, их стрелки плясали как сумасшедшие. Странно то, что все пять экипажей заблудились одновременно.
Последними словами Тейлора были: «Похоже, что мы вроде... Нас обволакивает белая вода. Мы заблудились...»
С авиабазы Банана-Ривер вылетел поисковый самолет «Мартин Маринер», с тринадцатью спасателями. Его экипаж успел передать, что на высоте 1 800 м бушует очень сильный ветер. Вскоре и этот самолет бесследно исчез. Никаких следов катастроф не было найдено.
Со шхуны исчезают экипажи
В 1881 году английский корабль «Эллен Остин» встретил в Центральной Атлантике блуждающую шхуну. Убедившись, что имеет дело не с «летучим голландцем», капитан высадил на шхуну десант. Ни одного моряка там не оказалось, а само судно было абсолютно исправным, сохранившим все свои мореходные качества.
Экипаж, высаженный на шхуну, и «Эллен Остин» взяли курс на остров Ньюфаундленд. Некоторое время спустя на море опустился густой туман, в результате корабли потерялись. Лишь через несколько дней они встретились, но брошенная шхуна опять оказалась пустой: весь спасательный экипаж бесследно исчез.
Капитан «Эллен Остин» все-таки уговорил своих матросов пересесть на шхуну и доставить ее в порт, надеясь пролить хоть какой-то свет на таинственные исчезновения. Стоило самым смелым матросам пересесть на шхуну, как разыгралась буря. Внезапно налетевший шквал разогнал корабли на большие расстояния друг от друга. Ни шхуны, ни второго спасательного экипажа больше никто не видел.
Прерванный полёт
30 октября 1954 года четырехмоторный американский авиалайнер «Супер-Констеллейшн», на борту которого находилось 42 человека, летел через Азорские острова в Африку. Самолет, оснащенный двумя мощными радиопередатчиками, имел все необходимые средства для аварийной посадки на воду: спасательные плоты, жилеты, сигнальные ракеты.
Через полтора часа полета пилот сообщил, что находится в 350 милях от побережья США. Поиски начались сразу после того, как самолет на связь не вышел, хотя должен был это делать каждый час. Сотни самолетов и судов обыскивали предполагаемый район катастрофы. Никакое специальное оборудование и радиолокационные устройства, способные работать в любое время суток, в течение многих дней не смогли обнаружить никаких следов пропавшего самолета.
Всепоглощающий туман
В альманахе «Не может быть» за 1997 год Э. Федин приводит версию о причине катастроф. По этой теории, в Бермудском треугольнике происходит выброс углекислоты из океана. Поверхность воды охватывает волнение, и плотный туман разрастается настолько, что даже солнце скрывается в белой пене. Полностью стирается граница между атмосферой и океаном.
Явление это очень кратковременное, зафиксировать его практически невозможно. Попав в выброс, самолеты разбиваются, а корабли погружаются в него и исчезают так быстро, что экипаж даже не успевает сообщить о бедствии.
«Самое опасное для самолетов, попавших в столб выброса, – насыщение воздуха углекислым газом. Тогда воздушная смесь теряет свойства горючего для моторов и реактивных двигателей – они глохнут, и воздушные корабли падают в океан... на больших высотах в зоне выброса самолеты взрывались и загорались...»
Во всём виновата гроза?
Существует еще одна гипотеза происхождения тайн Бермудского треугольника. Мощный электрический разряд возникает от слияния двух разноименно заряженных грозовых облаков. При этом возникают токи огромной силы, под воздействием которых происходит взрыв. Пары воды и воздуха, двигаясь со сверхзвуковой скоростью мимо центра взрыва, формируют вращающийся тор в виде перевернутого усеченного конуса диаметром до сотен километров.
Обнаружить этот «конус» невозможно даже с помощью радара, поскольку облако содержит мало влаги. В этих условиях нарушается связь, глохнут двигатели, стрелка компаса начинает бешено вращаться, давление быстро падает.
Ясно то, что ничего не ясно
Все гипотезы, выдвинутые учеными, объясняют лишь часть загадочных явлений. Дать исчерпывающий ответ на бермудскую загадку они не могут. Конечно, атлантические чудеса только мизерная часть всех земных аномалий, в мире существуют более серьезные неизученные явления. И все они, безусловно, связаны между собой.
Современная наука постепенно избавляется от консерватизма. Многие ученые приходят к выводу, что существует некая единая сила, имеющая непосредственное отношение ко всему выходящему за рамки нашего понимания, наших пока что скудных знаний.