Послание апостола Павла Евр., 333 зач., XII, 25-26;
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. 23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. 24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментарий
В этих словах апостола Павла, обращённых к евреям, упоминается эпизод, далеко не самый приятный слушателям. Речь идёт об истории, когда Бог даровал Моисею закон на горе Синай – и величие этого события сопровождалось явными знамениями в виде землетрясения, молний и грома.
Вот как описывает книга Исход: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19:16–20).
Но, невзирая на такое очевидное свидетельство близости Господа Бога, оставшийся у подножия горы народ устал ждать возвращения Моисея – ждать в полной неопределённости – ведь из Египта-то они вышли – а что дальше, куда идти, кто их поведет – никто не понимал. И тогда они решили сами, своими силами, соорудить золотого тельца – чтобы получить хотя бы видимость некоего духовного покровительства и защиты. И когда Моисей спустился с горы, и увидел, как его народ чествует и поклоняется идолу – его гнев был неописуем. Евреи надолго запомнили, какую цену они заплатили за своё пренебрежение к явным знакам Божественного присутствия.
Апостол обращает внимание на эту историю не просто так: он использует традиционный для раввином риторический приём «куда больше, чем» – если тогда, при исходе из Египта, Бог поколебал землю, чтобы подтвердить важность сказанного Моисею – то теперь Тот же Бог обещает поколебать не только землю, но и само небо – вот насколько высока значимость того, что Бог явил в лице Иисуса Христа.
От чего старается предостеречь апостол своих слушателей – а значит, и каждого из нас? От суетливости и нетерпеливости в вере. Мы редко задумываемся о том, что просто «быть в вере» – это уже подвиг. «Стоять в вере» – это вовсе не значит, что надо срочно «изничтожать неверных» и «бороться с отступниками». Это – куда легче, чем просто жить в состоянии тотальной неопределённости по всем фронтам – но при этом не падать духом, не унывать, быть радостным и благодарным – а не подавленным и ворчливым.
Вера проявляет себя вовсе не в религиозном экстазе и фанатизме – источником которых чаще всего бывают причины вовсе не духовные. Самое яркое свидетельство веры – это способность оставаться верным Богу, верным своим ценностям жизни невзирая на полную противоположность среды, в которой человеку приходится жить. Быть целомудренным – когда разврат – норма жизни. Быть милостивым – когда месть считается доблестью. Быть честным – когда ложью и обманом пропитано любое дело.
Быть уважительным к достоинству другого – когда над ним все гогочут и тыкают пальцем. И это кажущееся маловажным неучастие в жизни по «стихиям мира сего» – а по сути, в «делах тьмы» – открывает в душе человека окно веры навстречу Богу, навстречу Его живительному и освежающему дыханию Духа.
Помоги же нам, Господи, не уставать упражнять своё сердце в добром несении подвига тихой и благодатной веры!