Слово - единица языка.
Слово является важнейшей единицей языка. При помощи слов называются е многообразные явления природы: предметы, их признаки, действия, состояния. Слово имеет определенный смысл, значение, которое называется его лексическим значением.
Пастила – кондитерское изделие , приготовляемое из фруктовой массы и сахара.
Сла`лом – вид спорта, скоростной спуск с гор на лыжах по заданному сложному маршруту.
Убранство – отделка, обстановка, внешний вид; одежда наряд.
В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово лихтер имеет значение «грузовое несамоходное судно типа баржи, употребляемое для погрузки и разгрузки больших судов, для местных перевозок »; в этом значении представлены существенные признаки транспортного средства .
Слово прижучить имеет лексическое значение «лишить возможности сопротивляться, притеснить»; здесь отразились представления о действии. Так всех прижучил, что и пикнуть не смеют.
Слово тесьма имеет значение «тканая плетеная полоса материи, употребляемая для обшивки, украшения, скрепления чего-нибудь». Шелковая тесьма.
Соблюдение лексических норм русского литературного языка, умение пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их лексическими значениями – это и есть точность словоупотребления.
Лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов - неточность изложения.
К ошибкам приводит узкое разграничение однокоренных слов: слушать – прислушаться.
При выборе слова необходимо учитывать и его возможную сочетаемость с другими словами: судебный процесс – судный день.
Упражнение 1. Прочитайте и скажите, что значат выделенные слова. Перепишите, указывая в скобках лексическое значение этих слов. Какие из этих слов можно проверить, какие относятся к непроверяемым?
1. Пусть он пока останется на том же месте, а мы тем временем успеем пр..искать подходящего пр..емника (М.-С.)
2. Так появился в ее (Муси) жизни ид..ал, к которому с того дня она стр..милась всеми силами настойчивой и упрямой души. (Пол.)
3. Я взош..л на гору и сел там, глядя вниз на бе..крайнее могучее море. (М.Г.)
4. Чтобы быть ист..ными друзьями, нужно быть увер..нымдруг в друге. (Л.Т.)
5. Пушкин и Гоголь были соврем..ники. (Т.С.)
6. Заслуженным ув..жением пользуются в нашей стране в..тераны войны и труда. (Газ.)
Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясните их значение.
1. Смеяться…. смехом.
Перенести … болезнь.
(заразный, заразительный)
2. Это был человек отсталый, …
Заболеть … туберкулезом.
(костный, косный)
3. Иметь … намерения.
Обладать … характером.
(скрытым, скрытный)
4. … мастер.
… шелк.
(искусственный, искусный)
5. … женщина.
… слово.
(обидный, обидчивый)
6. Стоять в … позе.
Принять … меры против нарушителей дисциплины.
(эффективный, эффектный)
Сборник упражнений по лексикологии
https://www.art-talant.org/publikacii/18470-sbornik-upraghneniy-po-leksikologii
Задания на определение лексического значения слова (5 класс)
https://multiurok.ru/files/zadaniia-na-opriedielieniie-lieksichieskogho-znach.html