Одним из основных критериев деления данных видов соучастия на формы является время возникновения сговора между соучастниками о совершении преступления. В соответствии с ним различают соучастие без предварительного сговора и соучастие с предварительным сговором.
Не следует принимать простую согласованность действий виновных за предварительный сговор. (БВС РФ. 1997. № 4. С. 3; № 9. С. 22)
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору независимо от того, что некоторые из участвующих не были привлечены к уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности или невменяемости. (БВС РФ. 2001. № 8. С. 17)
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено, устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованную группу отличают от группы лиц по предварительному сговору признаки устойчивости и организованности.
Объем участия в совершении преступления бывает различным. Некоторые члены организованной группы, например при хищении, могут выполнять лишь часть объективной стороны: подыскивать жертв будущего хищения, взламывать двери, охранять место преступления, принимать похищенное в момент его изъятия.
Даже если такие действия не выходят за рамки пособничества, но налицо устойчивые связи всех участников, они рассматриваются как соисполнительство и квалифицируются без ссылки на ст. 33 УК РФ (п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 27.01.99 № 1).
Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.
Признаки преступного сообщества: сплоченность, устойчивость и организованность. По смыслу закона под сплоченностью следует понимать наличие у членов организации общих целей, намерений, превращающих преступное сообщество в единое целое.
О сплоченности может свидетельствовать наличие устоявшихся связей, организационно-управленческих структур, финансовой базы, единой кассы от преступной деятельности, конспирации.
Признаки организованности – распределение функций между участниками, тщательное планирование преступной деятельности, иерархия подчинения, единые и жесткие правила взаимоотношений и поведения с санкциями за нарушение неписанного устава сообщества.
Суд необоснованно признал преступления совершенными организованной группой.
«По приговору Верховного суда Республики Татарстан от 25 декабря 2000 года Агапов, Балобанов осуждены за совершение организованной группой (в которую входили и другие осужденные) краж имущества из магазинов и у граждан, за покушение на кражи имущества из магазинов в период с 15 сентября 1999 года по 31 января 2000 года, а также за открытое похищение у потерпевшего Милютина бычка, а Агапов, Балобанов и Хабибуллин – за разбойное нападение и убийство гражданина Тесля.
В кассационных жалобах осужденные и их защитники просили приговор изменить.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ исключила из приговора в отношении Агапова, Балобанова, Хабибуллина их осуждение по п. «а» ч. 3 ст. 162 УК РФ квалифицирующий признак – совершение убийства организованной группой, указав следующее.
«Суд необоснованно признал, что преступления осужденными совершены в составе организованной группы.
Согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Под устойчивостью группы понимается наличие постоянных связей между ее членами и деятельность по подготовке и совершению преступлений.
Однако, как видно из материалов дела, состав участников преступлений менялся, планы преступлений не разрабатывались, распределение ролей отсутствовало.
Более того, указывая в приговоре, что группа характеризовалась устойчивостью, суд не мотивировал этот вывод.
Органы следствия в обвинительном заключении также не привели доказательств, подтверждающих, что обвиняемые объединились в организованную преступную группу».
(БВС РФ. 2002. № 6. С. 11)