В этой рубрике мы публикуем интервью с «первыми лицами» школы – инструкторами, чья глубокая продолжительная практика позволила им не только стать наставниками в Школе открытого диалога, но и применять открытый диалог широко в своей жизни, использовать метод в своих собственных проектах за пределами школы.
Михаил Меркульев: «Борьба – это не то, что ведет к цели».
Михаил Меркульев имеет два высших образования (физико-математическое и экономическое), в разное время занимался развитием и стратегией крупных предприятий, финансовой аналитикой, IT, руководил 4 проектными институтами РАО ЕЭС.
В настоящий момент занимается проблемами смешанного, гибридного образования, разработкой инновационных форматов образования: член Рабочей группы EduNet НТИ, преподаватель факультета практик будущего на образовательных интенсивах «Остров» на базе Сколковского института науки и технологий, организатор Олимпиад НТИ, один из методологических лидеров Кружкового движения НТИ, преподаватель совместного проекта фонда Сколково и АСИ «Академия наставников».
Как вы пришли в Открытый диалог и почему занимаетесь именно образованием?
Я заканчивал Московский инженерно-физический институт, работал какое-то время по специальности «Физика твердого тела». Потом перешел в IT. Второе образование – Высшая школа экономики, диплом по когнитивно-поведенческой экономике. Потом руководил четырьмя проектными институтами в области энергетики.
В образование меня занесло году в 2013 совершенно случайно. Еще в ВШЭ я заинтересовался темой когнитивных искажений, познакомился с людьми, которые работают с мышлением, психикой. Например, с одним из своих учителей – Олегом Георгиевичем Бахтияровым, и темой психонетики – психики как технологического инструмента.
Уже в тот момент мне стало ясно, что современный кризис – парадигматический, что все меняется радикально, и что нужно работать со структурой мышления, поскольку задачи, стоящие перед миром – абсолютно другого уровня, чем раньше, и для них нет никакого решения в старой парадигме. Нужно учиться работать с целостными системами – биосферой, биоценозом, с замкнутыми решениями.
Эти системы по уровню сложности далеко превосходят все технические системы, к которым мы привыкли. Даже бинарная логика начинает отказывать, поскольку целостное описание любой сложной системы является парадоксальным. И я понял, что нужно заниматься образованием, заниматься новыми типами мышления.
ОД появился в 2017. Мы спорили с другом, я сказал, что хочу поставить себе цель – счастье, а он утверждал, что такую цель ставить нельзя. Я посмотрел видео Дмитрия Шаменкова, где он дал свое определение счастья, меня это зацепило, я пошел в сообщество ШОД, где попал на одну из первых групп открытого диалога.
Я был восхищен простотой и действенностью метода, продолжил обучение в Школе, прошел Синхронизацию, ездил на ретрит к Дмитрию на Панган, позже прошел фасилитационную программу и стал инструктором и куратором Школы.
Удалось ли реализовать цель «счастье»?
С целью «счастье» все оказалось не так просто. Это одна из тех целей, которых нельзя достичь, к ним можно только двигаться. Те цели, которые выражаются глаголом несовершенного вида, а совершенный вид для них означает смерть, превращение в свою противоположность. И главное – что в групповом поле ОД можно двигаться к таким целям, к которым обычными методами достигаторства двигаться затруднительно: любовь, счастье, здоровье. Эти цели обладают парадоксальностью, недвойственностью. И Открытый диалог – такая практика, которая делает для меня возможным подобное движение.
Чем вы сейчас занимаетесь? Как внедряете ОД в жизнь?
Сейчас я полгода участвовал в форсайте рынка образования, наш рынок EduNet прошел защиту. Дмитрия Шаменкова я приглашал в состав экспертов. Теперь я член рабочей группы рынка EduNet НТИ. Мы готовим «Дорожную карту» к защите на межправительственной комиссии. «Внедрение» – не совсем то слово, все происходит само собой. Все-таки уже большой фасилитаторский опыт – более 300 групп.
Также я преподаю на образовательных интенсивах «Остров», вхожу в методическое ядро Кружкового движения НТИ. Мы работаем над темой образования будущего, практик будущего.
Расскажите поподробнее о Кружковом движении (КД). Чем конкретно вы там занимаетесь?
Сейчас, например, мы готовим курс по родительской компетентности – это про участие родителей в образовательном процессе ребенка. Базовые навыки, помогающие работать с образованием ребенка. Это касается и домашнего, и школьного образования, и воспитания вообще. То есть у ребенка есть образовательные цели, и вопрос – чьи они? Какова на самом деле роль родителя в образовании ребенка? Понятно, что это для осознанных людей. И если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, счастливым и успешным, это для них.
Что представляет собой этот курс?
Курс представляет собой набор определенных упражнений, которые помогают развить базовые навыки участия родителей в образовательном процессе, работать с будущим ребенка. Есть индивидуальные практики и групповые взаимодействия, взаимодействие с ребенком.
Это онлайн-курс, он отвечает на вызовы современного мира, прежде всего связанные с проблемами дистанционного обучения. Понятно, что дети вернутся в школу, но также и понятно, что как раньше, уже не будет: выяснилось, что для многих вещей уже не обязательно посещать школу.
Возникает вопрос, что же тогда делает школа, зачем она, как создать в ней содержательную деятельность. Как работать со знаниями, с дистанционным обучением, как подготовить ребенка продуктивно работать онлайн, как вообще научить человека учиться.
За основу курса взят наш личный опыт проектного обучения. Здесь важно сказать, что в школе часто проектная деятельность осуществляется «для галочки», мы же берем самые действенные и осмысленные методы из личной практики. К нам приходят учителя, наставники, и мы учим их, как сделать проектную деятельность в школе более содержательной.
Все, что антропологически дает человеку расширение возможностей – наше поле деятельности.
Речь не идет о лайфхаках или инструкциях, инструкции очень бедны по функционалу и применимости, это скорее адаптивная помощь, позволяющая сохранить или восстановить субъектность: умение брать на себя ответственность, принимать решения, ставить эксперименты.
Параллельно мы запускаем курс «Эффективный школьник» – о том, как школьникам улучшить свою способность учиться. Прохождение курса повышает эту способность вдвое, в некоторых случаях – в пять раз. Здесь стоит задача, чтобы ребенок смог уложить два года обучения в один.
Мой партнер, в частности, стоял у истоков «Кванториума», мы делали олимпиады НТИ, то есть мы можем и учим человека управлять сложными системами, мы занимаемся тем, чем еще никто не занимался, возможно даже нигде в мире. Чтобы понять, чем мы занимаемся, нужна определенная степень подготовленности.
Обывателю трудно даже объяснить, что собой представляют наши программы, этот смысл нужно уметь увидеть, он понятен только специалистам, это действительно довольно сложно. Зачастую человек воспринимает только поверхностный образ, и это часто не то, чем кажется на первый взгляд.
То есть мы говорим о своего рода метанавыках: умение учиться, решение сложных задач. На чем строится содержание ваших программ?
Содержание образования – это те навыки и умения, которыми мы обладаем. Знания сами по себе не несут объективной пользы. Есть деятельные навыки, они нужны, их нужно развивать. Например, дети сейчас очень мало читают, и это большая беда для школьного образования. Это, в том числе, связано с тем, что текст не всегда бывает действенным.
Есть исследования, которые показывают, что трансляционный формат приводит к изменению поведения не более чем у трех процентов людей. Текст прочитать легче, но там много игры ума: мы понимаем написанное, но ничего не предпринимаем по этому поводу. Можно до тошноты наесться всевозможными знаниями и инсайтами, но от этого нет никакого толка. Если инсайт не подкреплен действием, то он не несет в себе пользы. Мы живем в мире, где слова и знания вообще очень ценятся. Однако то, что не превратилось в поведение, ничего не стоит.
Если возникает интерактив, обсуждение, ученики высказывают свое мнение, то мы видим уже иную степень вовлечения: переход к действиям наблюдается минимум у трети от общего количества участников. Поэтому хотелось бы оставить место для ключевых вопросов, создать пространство для обсуждения. То есть в больших, окончательных ответах, возможно, ценности нет. Ценность в обсуждении, в реакции. Если мы хотим, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного, нам нужно перестать заставлять детей читать вслух, это мешает усвоению смысла – переводить на чтение про себя.
Мы часто путаем активность мозга с результативностью. Они не связаны напрямую. Смысл в том, чтобы научиться решать задачи. У человека, способного решать сложные задачи, мозг может быть не сильно загружен, но он может решать задачи уровня академика Королева, например – как запустить человека в космос.
Можно получать удовольствие от решения сложных задач. В том числе учить детей тому, что решать сложные задачи интересно. Этому системно почти никто не учит сейчас, хотя такие технологии есть. Для этого подходят игры, связанные с самыми актуальными современными жизненными задачами.
Как организовано обучение по вашим программам?
Наши проекты касаются высоких технологий, и наша задача – помещать ребят не в лабораторные условия, а в реальные. Мы используем приборы, которые реально работают в технологических процессах во взрослом мире, наборы методик, которые помогают учителям и сотрудникам лабораторий пройти и освоить содержательную деятельность научного эксперимента в области физики, физической химии, энергетики.
Мы имеем дело с открытой командной задачей, которая не допускает оптимального решения. То есть решения, которое будет наилучшим, нет. Это игра, которая требует проработки своей стратегии. И эта игра максимально адаптивна и по своей структуре приближена к реальным условиям. То есть если задача касается энергетики, то там есть все условия, которые на настоящий момент существуют в области энергетики.
И это комплексная командная игровая задача. В ней есть правила. Вы заходите в эту игру и дальше на основе этих правил действуете. Игра парадоксальная, то есть относится к высшим играм, она изоморфна жизни, то есть позволяет совершать те же действия, которые вы будете делать в реальной жизни, сталкиваясь с подобной задачей.
Существует набор задач, требующих творческого подхода – и в игре мы их решаем. Эти задачи могут быть решены огромным количеством способов, поэтому главное здесь – выработать стратегию, подход, понимание своих собственных задач, слабых и сильных сторон.
Бывает ли, что технологические компании ставят перед вами свои задачи, требующие решения?
Нет. Такие задачи нужно еще уметь поставить. Кроме того, наша деятельность сосредоточена в образовательном поле. Решать такие задачи можно, но это пустая трата ресурсов. Мы пробовали так делать, но эти задачи одноразовые, а у нас цель – адекватное дополнение школьного образования, соответствие образования текущей реальности. Мир находится в глубоком кризисе, и кризис этот даже не фазовый, он парадигматический: меняется не только технический уклад, но и гуманитарный, способ думать об этом.
Это полная смена как типа деятельности, так и типа мышления, человечество всего пару раз до этого сталкивалось с подобными переменами. Наука устарела, все старые способы деятельности перестают работать. Это происходит довольно медленно, и сейчас еще как-то можно решать проблемы с помощью существующих инструментов, но во многом эти инструменты являются договоренностями, и мы просто не замечаем медленных перемен.
Кружковое движение – только для детей? Участвуют ли в играх взрослые?
Государственный мандат КД – это массовая работа с талантливыми детьми, подготовка поколения – школьников, студентов, которые могли бы сделать НТИ 2.0 к тридцатому-тридцать пятому году, решать задачи будущего. У нас есть огромная потребность в содержательных наставниках. Взрослые приходят к нам прежде всего как наставники. Но у нас нет задачи научить. У нас задача – создать пространство, где человек мог бы сам научиться.
У нас принимают участие в играх и проректоры, и деканы факультетов, и начальники департаментов субъектов федерации – все, кто чувствует потребность в работе с мышлением, в этом плане ограничений по возрасту у нас нет, это скорее вопрос готовности работать со сложными, порой неприятными вещами: внутренними ограничениями, мешающими достигать результата, когнитивными барьерами, расширением картины мира. «Продвинутые» взрослые могут и играют у нас.
Применяются ли стратегии, выработанные в играх КД, в жизни? Или это остается игрой?
Задача внедрения в жизнь всегда есть, но у нас каждая стратегия, каждое решение – это результат работы команды.
Кроме того, под внедрением часто подразумевается промышленное внедрение: взять, скопировать, выпустить продукт, но это так не работает. Внедрение бывает как развитие темы, идеи, но это не основная задача, это больше относится к рынку EduNet, и мы сейчас готовимся активно сотрудничать с этим направлением. Наша задача – подготовить кадры, задача EduNet – развитие рынка технологических стартапов.
Обычно людям кажется, что идей не хватает, но это неправда. Идей очень и очень много. Решений тоже очень много, в том числе доведенных до стадии прототипа. Делать из них продукт – не наша задача, у нас нет для этого ресурсов. Мы превращаем в продукт те идеи, которые есть у нас самих. На данный момент у нас (Группа компаний “Полюс-НТ”) есть три сильных продукта – это физико-химическая лаборатория, инженерные образовательные лаборатории и настольные игры, которые помогают работать с математическим мышлением на интуитивном уровне. И есть еще решения других участников КД, наших коллег.
Как определить, что ребенок достаточно талантлив, чтобы отдать его в КД? Например, я считаю, что мой ребенок талантлив. Есть какая-то процедура отбора? Нужно ли иметь за плечами победы в олимпиадах или теоретически любой ребенок может попасть в КД?
У нас есть определенный набор кружков – более тысячи по всей России. Можно найти что-то для себя, найти площадку для подготовки – пойти к хорошему преподавателю или что-то в этом духе. И важно определить, какие у ребенка задачи, какие склонности, интересы. И курс родительской компетентности как раз об этом, он помогает определиться на этом начальном этапе.
И определяться нужно вместе с ребенком, потому что важны, прежде всего, его собственные цели. Ребенок знает о будущем настолько больше, чем мы, насколько он младше – это свойство живых систем. Семечко растет в образ цветка, оно уже знает этот образ. Живые системы работают против второго закона термодинамики, на усложнение.
Самый простой путь после того, как мы определились с интересами и целями ребенка – это олимпиады НТИ. Они доступны абсолютно всем. Первый тур начинается примерно в середине сентября. Есть олимпиады и для старшеклассников, и для средних классов. А с младшими нужно заниматься другими вещами – работать над грамотностью, можно обучать базовым навыкам программирования, робототехники. Возможностей очень много.
А то, что родитель считает своего ребенка талантливым, говорит об определенных иллюзиях родителя, потому что это оценка, а оценка не отвечает на вопрос «что делать?». И одна из базовых вещей, которые мы будем объяснять на курсе родительской компетентности – это как превращать вот такие абстрактные запросы в деятельность, в действие.
Мы можем лишь поставить цель и следить за обратной связью от процесса. Выяснять вместе с ребенком, является ли то или иное действие в обучении продвигающим к цели или нет. И если мы хотим результата, нам нужно двигаться по этому пути, поскольку современный мир полон неопределенности.
Мы привыкли жить в мертвом мире технологических и социальных конструкций. В таком мире очень спокойно и предсказуемо. Но мир снова становится живым, непредсказуемым. Мы можем научиться двигаться к целям, даже если не знаем, как это делать. Нам мешает страх этой неопределенности, но мы можем обнаружить этот страх и начать с ним работать.
Для чего вы работаете инструктором в Школе открытого диалога?
Работа инструктором в школе дает поддержку поля. Ты начинаешь чувствовать, что то, что ты делаешь, дает пользу людям. И какие-то ситуации внутри ГОД, сложные, тяжелые, которые людям кажутся каким-то диким трэшем, стали нормально восприниматься. Те ситуации, когда кажется, что все идет не так, стало возможно решать как внутри ШОД, так и в жизни, относясь с принятием к тому, как все устроено, как все относится к моему опыту. Все мы совершаем ошибки, порой никого не слушаем, делаем по-своему, повторяем ошибки друг друга – я научился спокойнее к этому относиться, научился не бежать кого-то спасать, когда нет в этом потребности. Если появляется потребность – можно помочь, в других случаях можно спросить, нужна ли помощь, и если не нужна – это нормально. Человек имеет право барахтаться в своих проблемах самостоятельно, это его зона роста, все мы растем на своих ошибках и факапах, а не на успехах. Успех не дает роста и научения, успех – это результат прошлого научения.
Инструктором я продолжаю работать, чтобы не терять квалификацию.
Какой главный опыт дала Фасилитационная программа?
Что не стоит ждать выполнения договоренностей, даже если они были – договоренности могут поменяться в одностороннем порядке, но, тем не менее, можно достичь своего результата, и не нужно для этого ни с кем бороться, ничего требовать, в том числе соблюдения тех или иных договоренностей. Все решается творчески: все непросто, но возможно и интересно.
Наверное, главным было осознание, что борьба – это не то, что ведет к цели. Когда кажется, что все вокруг рушится и не получается, важно понять, что это всего лишь переживание, и принять его.
ФП дала возможность выстраивать то, зачем я пришел в Школу. Я вначале зацепился за цель счастье, но пришел ради идеи, что можно создавать человеческие сообщества, в которых выполняются принципы живых систем, принципы экосистемности. И можно выстраивать отношения иного плана в командах, организациях: выстраивать поле взаимной поддержки, эффективно взаимодействовать. И уже как кураторы и организаторы этого поля мы научились создавать живую поддерживающую среду, экосистему.
Фасилитационная программа – прекрасный опыт сотворчества, позволяющий избегать оголтелого перфекционизма, дающий возможность свободно работать, эффективно действовать. И в этом сотворчестве живет вся система: и ученики, и кураторы, и организаторы. Ведь научить человека быть собой нельзя, это иллюзия. Нужно создать живое пространство, в котором этому можно научиться.