Найти тему
Полярная Звезда

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

Оглавление

Цикл зимних обрядов наши предки начинали на Рождество (24-25 декабря), Васильев день (1 января) и заканчивали Крещением (6 января). Основные ритуальные игрища и древние обряды составляли: Коляда (сочельник), Святочные Бесчинства, Святки, Святочные Гадания и Святочные Игрища.

Коляда.

Колядование, как обряд, архаичен. Свидетельства о нем мы находим у древних римлян, славян и румын. В отношении этимологии слова «коляда» до сих пор ведется множество споров. Утвердившимся мнением считается, что слово «коляда» восходит к латинскому слову «calare», что означает выкликать. В Древнем Риме в первый день каждого нового лунного месяца языческие жрецы совершали обряд выкликания. Первые десять дней любого месяца именовали «календами», от слова которого в дальнейшем был получен «календарь».

Этимологических словарь славянских языков сообщает нам, что слово «коляда» имеет корни дохристианской эпохи и представляет собой значение, как «обряд, связанный с началом года».

Как сообщают источники в древности, Коляду справляли на Васильев день (новый год), рождественское утро, реже на Крещение. Изначально этот обряд представлял крайне сложный мистический ритуал и к нему относились почтительно. Считалось, что на Коляду смещается граница между живым и потусторонним и сами колядующие представляют «чужих». Исторически Коляда была распространена на Украине, Белорусии, на севере России и в Сибири. В Европе этот обряд особо распространен среди болгар, румын и чехов.

На Русском севере и в Сибири коляду именовали, как "овсень" или "таусень" и "виноградье". Коляду, как «коляду» справляли украинцы и белорусы. Коляда представляла собой четкую ритуальную структуру, которая имела обходной характер. В более древние времена, колядующие начинали обход с приветствия хозяев и обязательно спрашивали разрешения на «коляду». В дом никогда не заходили и справляли обряд у окон дома. Заходить воспрещалось даже в сени, так как колядующие представляли нечистую силу. Этнографический музей собрал колядки в которых сохранились названия окон через которые подавали угощения: "заднее" - окно, служащее для выпускания дыма в курных избах и находящееся в углу у самого пола; "волоковое" - окно с "волоком" (задвижкой в виде ставня), выполняющее ту же функцию, что и "заднее" окно, а также для подачи милостыни и спрашивании, кто пришел в дом; "суднее" - волоковое или простое окно против устья печи над "судной" (посудной) лавкой; "печное". Все эти типы окон, очевидно соотносящиеся с печью, равно как и некоторые другие пространственные ориентиры внутри избы (дверь, люк в подпол, печные задвижки и заслонки, окна, порог) осмыслялись в традиционном сознании как границы между "своим" и "внешним" мирами; открывание этих "границ" в обрядовой ситуации делало возможным осуществление контакта противостоящих "миров".

Коляда.
Коляда.

Чтобы миновала беда в будущем году, был хороший урожай, рождались дети и пребывали в здравии домочадцы необходимо было щедро задобрить «чужих». Когда колядующие получали разрешения на обряд, они пели величественные песни. Крестьянскую избу называли теремом, а хозяев с их детьми сравнивали с месяцем, солнцем и звездами. По окончанию пения, колядники требовали угощения. Группы колядующих были небольшие от 3-х до 7-ми человек, иногда - больше: в Енисейской губ. - до тридцати, а в некоторых местах Вологодской и Вятской губерний - до ста человек. Группы строго делились по возрасту, и дети справляли коляду с детьми, подростки с подростками, а совершеннолетние с совершеннолетними. На Русском Севере и в Сибири святочный обход проходил с исполнением величально-поздравительных песен (виноградий), а также духовных стихов, производили группы мужчин: на Пинеге - пожилые; в Поморье, Холмогорском районе - старики; на Мезени, в Вятской и Енисейской губерниях - взрослые мужчины; в Олонецкой губ. - "матерые". В группе колядующих выделялись «запевалы» и «мехоноша». «Мехоноша» выбирался коллективно. Он обязан был собирать дары в мешок, а также получал право распоряжаться собранным богатством. В Сибири колядующие носили с собой звезду. Коляда вмещала в себя обычай, по которому молодые девки должны были «торговать» избу, где после обхода разбирали дары и устраивали застолье. Торговать избу ходили в соседние деревни, чтобы больше собрать «грошей». Этот обряд еще вмещал в себя, так называемые «смотрины», в нем участвовали только незамужние девушки, которые надевали свои самые лучшие наряды и отправлялись показать себя «женихам». Девушки пели величественные песни молодым парубкам. В более ранние времена желали удали, идеал брани, сулящей славу воинских подвигов, в более поздние времена желали любови, хорошего урожая и здоровья.

С. Л. Иванович. Славильщики-городовые (1867). Холст, масло. Государственный Русский музей.
С. Л. Иванович. Славильщики-городовые (1867). Холст, масло. Государственный Русский музей.

Постепенно обрядовость коляды преображалась. Теперь при обиходе колядующие заходили во дворы, в сени и даже избу. У восточных славян была распространена традиция, когда певчих приглашали за стол. Вера в магическую силу колядующих реализовалась в таких действиях, как: "первому вошедшему с колядой мальчику хозяйка давала горсть льна, для того чтобы лен в этом году был хорош. Второго вошедшего мальчика сажают в красном углу на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы овцы были мохнатые и всего в хозяйстве было бы вдоволь" [Зернова А.Б., 1932, с.17].

Угощения на колядки повсеместно были мучными. Хозяйки выпекали специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц ("калёдушки" в Московской губ., "овсеньки" - в Рязанской; "козули" - во многих местностях), круглые пресные лепешки (саратовские "колядашки", владимирские "колёдки") и блины, сдобные "кокурки" и "каракульки" в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги - везде у русских [Этнографический музей, Е.Л. Медленская].

Помимо мучных изделий, обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами. В Поволжье и южнорусских губерниях было принято благодарить "свиными ножками" (окороками), "кишкaми" (колбасами, начиненными гречневой кашей, нередко - с добавлением рубленой говядины), кусками вареного мяса или ветчины. В Вятской губ. из дома, в котором жила девушка на выданье - невеста, колядующим обязательно подавали свиную ногу и пирог с мясом.

Когда колядующими все угощения были собраны, и они оставались довольны, хозяевам произносили слова благопожелания. По народным преданиям эти слова обладали магической силой и пророчествовали судьбу на новый год в крестьянской жизни. Считалось, что степень благополучия напрямую зависела от щедрости хозяев. Если же колядующие оставались не довольны угощением, то это грозило хозяевам бедой в новом году. Крестьянин мог лишится приплода скота, урожая, здоровья и даже жизни. Такие дворы запоминались колядующими и по окончанию колядок молодые парни производили святочные бесчинства в отношении скупых и не уважающих древний обычай хозяев.

Святочные бесчинства.

Святцы земледельческого крестьянского календаря XVI-XIX вв. сообщают нам о середине зимы, а именно от рождества Христова до Крещения, как о времени, олицетворяющем хаос. Все силы, земные и потусторонние перемешивались, а мир людей наполнялся нечестью. Только единожды в году, повинуясь силам природы и установленного миропорядка допускалась ритуальная фора поведения, которая позволяла отступить от всех норм и правил повседневной жизни и осуждалась вне Святок. Святочные бесчинства нередко творились ряженными, как правило деревенскими парнями и изредка мужиками. Участники бесчинства обмазывали хаты сажей, заливали окна снегом с водой, завешивали их оставленным на улице бельем, замазывали овсяным киселем и навозом. В домах опрокидывали кадки с водой, квашни с тестом. Особой популярностью пользовалась шутка, когда сонного хозяина стуком выманивали в окно и обмазывали теплым навозом. Хозяев домов пугали, скребя чем-нибудь по стеклу или стуча бревнами в красный угол так, что дом ходил ходуном и иконы могли упасть с божницы; завалив ворота и двери избы всяким хламом, озорники для потехи забирались на крышу заваленной избы и выливали в трубу ведро воды; а тем, кого особенно не любили, в трубу сыпали сор, солому и снег, после чего труба замерзала, и оставалось только переложить ее заново. Такие ночи не обходились и без задир и драки [Этнографический музей, Е.Л. Медленская]. Крестьянские мальчишки поджидали подвыпивших мужиков и пугали девок.

Ритуальные святочные бесчинства в Нижнем Поволжье.
Ритуальные святочные бесчинства в Нижнем Поволжье.

Во Владимирской губернии, беснующие ходили по улицам и дворам, где собирали оставленные вещи: сани, сбрую, дрова, ведра, солому и прочее; все это стаскивали в одно место на улице или же за деревней в овраге, стараясь уложить в кучу так, чтобы разобрать вещи было как можно труднее.

Святочные бесчинства достигали апогея в ночь на Васильев день и Крещения. В отличие от святочных гаданий, подобный ритуал не позволялось проводить в иные крестьянские праздники. Ряженые и участники, которые творили эти бесчинства не осуждались, так как поверья утверждали, «что то оныя створяют, но не сам человек».

Святочные гадания.

Когда мы говорим о святочных гаданиях, здесь необходимо разъяснить, что крестьянский земледельческий календарь сообщает нам о «зимних и зеленых святках». В святцах мы находим совпадения вплоть до месяцев и дней:

· 24.12 -Сочельник; ночь с 23.06 на 24.06 -Купало;

· 25.12 – Рождество и 1.01 - Васильев день (перелом зимы «солнце на лето, зима на мороз»);

· 29.06 – Апостолы Петра и Павла и 20.07 -Пророка Илии (середина лета «солнце на зиму, лето на жару», «на Илию лето до обеда, осень после обеда».

Как зимой, так и летом крестьяне гадали, заговаривали и заклинали нечисть и потустороннюю силу. Если посмотреть на календарь в целом, то крестьянская обрядовость фактически всегда обращалась к потусторонней силе и только один период – сбор урожая по осени – запрещал подобного рода обряды.

Зимние святочные гадания представляют интерес со стороны уникальности периода, когда заканчивается все старое и наступает новое. В этом контексте, обрядовость этого периода все-таки имеет свои отличия. Как правило крестьян интересовали два главных вопроса: урожай и судьба. Гадания осуществляли в период всех святок, однако самыми сильными считались в Сочельник, Рождество, Васильев день и Крещение. Гадания делились по категориям: личные, семейные и общинные.

В крестьянском быту при гадании использовались природные элементы и металлы, которые были удобны в применении, и которые ассоциировались с потусторонним миром. Например, воск, олово и медь. Во-первых, они удобны по своей структуре применения, а гадания, как правило, проводили на воде, где расплавленные вещества рассматривали по форме, или по тени, которую отбрасывала эта форма. Интерпретировали полученный силуэт согласно установленным традиционным верованиям и знаниям. Во-вторых, воск и олово олицетворялись с образами мифопоэтических существ, которые помогают установить контакт с «иным» миром. Воск соотносится с пчелой, металлы, в частности олово отображает образ змеи (в сказках змеиное царство отображается, как оловянное).

Семен Кожин. Святочное гадание (2008). Холст, масло. 60 х 80 см.
Семен Кожин. Святочное гадание (2008). Холст, масло. 60 х 80 см.

В кругу семьи гадания зачинали в ночь на Васильев день. Основными вопросами являлись жизнь и смерть. Гадания справляли предметами домашнего обихода. Зачастую использовали хлеб, ветки, поленья, ложки. Эти вещи характеризовали единый состав участников. Например, хлеб ломали на кусочки и оставляли на ночь на столе. Если утром один из домочадцев не находил свой кусочек, это сулило смерть, исключением являлась молодка, где пропажа ее кусочка интерпретировалась, как замужество. Широко использовали гадания на ложках. В сковороду каждый член семьи клал свою ложку, все заливалось водой и сковорода выносилась в сени. Наутро, у кого ложка замерзла ямкой — это значило смерть.

Помимо гадания на жизнь, русский крестьянин хотел знать о предстоящем урожае и благополучии. Здесь была распространена смешанная форма, когда семья проводила обряд и тем самым гадала на судьбу.

“Важное значение имел ужин. Хозяйка готовила к нему много выпечки – книші, пироги, вареники, колбасы, начиненные гречневой кашей. Выпечку ставили на стол перед хозяином и звали детей, вышедших из хаты на это время. Хозяин спрашивал вошедших детей, видят ли они его. Дети должны были ответить, что не видят. Хозяин просил Бога, чтобы и впредь его не видели, т.е. чтобы в семье было такое же изобилие, как в этот «богатый вечер» [Рындина О.М. “Святочная обрядность украинцев Томского края”].

В Пешивцах есть такой обычай. Когда разрубят пециво и остальное мясо и разложат на столе, тогда отец и сын присядут с противоположных концов стола, припавши совсем к земле, и спрашивают друг друга, сначала отец сына: Видиш ли ме синко? — Не ja, — отвечает сын; а за ним сын отца; и тогда отец высказывает пожелание, чтобы и в следующий год они также не могли видеть друг друга, выражая тем мысль, что будет такое же обилие на столе» (Ровинский 1901, 187). П. А. Ровинский, таким образом, описывает тот же обряд без особых отличий, отмечая, однако, важную деталь — припадание к земле, хотя и стол у черногорцев в его времена был очень низкий (софра или синия), и ранее в этом случае вообще, видимо, не обращались к столу или его не было, на что указывает архаический обычай в Сербии, особенно в Шумадии, в Сочельник ужинать на полу на соломе, покрытой мешковиной. В этих случаях перед пирогом «чесницей» ложились и вращали его немного, как и «славный калач», т. е. каравай-пирог на праздник «славы» по солнцу (на опосун).

В Сочельник (Бадтье вече) все рождественские пироги (калачи) клались в кучу, между ними ложились хозяин и его старший сын лицом друг к другу, заслоненные пирогами друг от друга. Затем следовал диалог: Милам ли се (видим ли се), синко? (Виден ли я, сынок?) — Малко, оче, догодине нималко! (Немного, отец, пусть на будущий год будет нисколько!). Так повторялось три раза [Толстой Н.И. “Архаический ритуал-диалог”//Очерки славянского язычества. — М.: «Индрик», 2003].

В ворожбе особое место занимают девичьи гадания. Девушки гадали по основным вопросам — это судьба в нынешнем году и замужество. Действие представляло жеребьевку, когда молодая, сложив головной убор, кусочек хлеба и дерева тянула с закрытыми глазами предмет. Если она вытаскивала головной убор к замужеству, кусочек хлеба останется в девках, дерево к смерти. Часто гадали небольшими группами. В крестьянском обиходе на Крещение использовали гадание с «жировкой» (четырехугольная доска). В «жировки» принимали участие не одна, а четыре девушки. На уголки жировки клали хлеб, уголь, печину (кусочек глины от печи) и кольцо; покрывали все скатертью и пели: "Уж я жировку хороню ко святому вечеру, к святому васильевскому. Жировка маленька, окошка велики, косящатыё, решещатыё, не могла блоха скочить, коза скочила, рога увезила, хвост заломила. Вы берите свой уголок!" Скатерть открывали и смотрели, кому что попалось: хлеб - богато жить, уголь - к смерти, печина - жить в печали, кольцо - к замужеству [Попов Н., 1903].

Еще одним распространённым коллективным гаданием было гадание на горшках. В избе на печь ставили несколько горшков, в один из которых убирали повойник (женский головной убор), которая из девушек выберет горшок с убором, быть замужем; еще для одной из девиц ставили два горшка, в один клали платок, в другой - повойник. Если она выбирала первый - продолжать девичье, если второй - идти к мужу.

Популярными были такие гадания, как слушанье под чужими окнами и гадание на полотенце. Молодая стучала ложкой в окно, если она слышала мужской голос, выйдет замуж, если женский «дома сидеть».

К. Е. Маковский. Святочные гадания (1890).
К. Е. Маковский. Святочные гадания (1890).

В сени или на улицу вешали чистые полотенца приговаривая: "Суженый-ряженый, приди утереться!" - если полотенце становилось мокрым, быть девушке замужем в новом году.

В гаданиях о замужестве ориентировались на то, кто первым войдет в дом (в сочельник девушка била скалкой в матицу - поперечную балку на потолке, а утром замечала, если первым в дом входил кто-либо венчанный, то и ее судьба - выйти замуж). Широко были распространены гадания, связанные с поисками спрятанного в снегу предмета (отыскивание квашни с помощью мутовки, палки для размешивания теста) или с беспрепятственным попаданием на улицу через ворота при условии, что на голове девушки надета квашня, а также с паданием в корыто или квашню, к которым нужно идти "взапяты" и не промахнуться [Этнографический музей, Е.Л. Медленская].

Молодые девушки гадали на то, кто первый выйдет замуж, откуда ждать жениха, имя суженного, его цвет волос и внешность. Помимо этого, большой интерес вызывало узнать будущий состав семьи (о нем гадали, глядя на количество отражений месяца в зеркале), нрав свекрови (приносили во рту воду из проруби и выливали на сковородку, на воду клали скрученный клочок кудели и поджигали: кипение воды сулило злую свекровь, а спокойствие воды при горении кудели - мирную), сколько будет детей в замужестве (по количеству сучков на первом вытащенном из дровяника полене или по числу бугорков (мальчики) и ямок (девочки) в вынесенной на мороз рюмке с водой). Гадания помогали также узнать, кто будет главенствовать в новой семье (связывали хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и наблюдали, которая из птиц перетянет другую), ладная ли будет жизнь в замужестве (спряденные "напак", то есть слева направо, две нитки, символизировавшие жениха и невесту, опускали в воду на сковородку и следили за ними: если нитки совьются вместе, то жизнь с мужем будет ладная).

Традиция святочных гаданий — это сообразный диалог человека с иным миром, природой и космосом. Гадающие обращались к представителям низшей демонологии - лешему, баннику (гадание в бане), "самому", т.е. нечистому; дьяволам и чертям, - а также к самим силам природы: к земле (слушанье земли), к месяцу ["Месяц, месяц ясный, покажи нам женихов!" - Балов А., 1898, №7], к воде в колодце или проруби (слушанье, какое имя "скажет" вода). В девичьем гадании о суженом "ответ" может дать звезда: в какой стороне в святки звезда упадет, с той стороны жених. Манифестацией контакта в процессе гадания с предками, живущими в «ином» мире, является обращение даже к самим первопредкам человеческого рода: "На снеге черта, как Адамова голова, поведай правду-истину. Евина голова, как снежная черта, поведай правду-истину", - приговаривала девушка, делая ночью отпечаток своим телом на снегу, который затем поутру рассматривала: четкий отпечаток сулил счастье в течение года, а растрескавшийся за ночь - наоборот, предвещал несчастную жизнь.

Рассматривая святочные гадания и саму культуру данного явления, необходимо погрузиться в исследование и осмысления духовного мира крестьянина того времени. В силу необразованности и отсутствии базовых знаний, вся народно-бытовая жизнь народа зиждилась на обрядах, поверьях и наблюдениях за природой. Последнее дало возможность крестьянам сформировать универсальный свод знаний в отношении того, как следует правильно обустроить свое хозяйство и быт, чтобы и приплод скота был и урожай хороший, и счастье в доме. Однако опереться на естественный знания в то время человек не мог, так как многие климатические и географические явления были непонятны необразованному человеку, и он склонялся перед силой природы и Богом. Чтобы гармонично существовать в этом богатом на непредвиденные обстоятельства мире, опирались на многовековую память предков, и склоняясь перед страхом, крестьяне были вынуждены блюсти архаичные обряды и совершать вековые ритуалы и гадания. Безусловно с каждым веком сила мистификации снижалась, но сама культура, которая диктовала чтить память рода, помогла сохранить русскому народу элементы народного фольклора и обряда до сегодняшних дней.

Святки.

Сегодня рассуждать о святках следует несколько дифференцированно. Безусловно святки, как явление культуры восходит к языческим временам, однако в связи с тем, что этот период совпал с Рождеством, влияние христианства оказало на него весомое влияние. Зимние святки являются прекрасным примером, когда вековая народная культура и представление о духовном мире гармонично интегрировались в новое понимание о мироустройстве. Благодаря этому исторически сложившемуся факту, мы как современники до сих пор можем доподлинно наблюдать и наслаждаться сохранившейся традиционной народной культурой и обрядовостью. Как мы говорили выше, в разделе о Коляде, основными праздниками периода святок, являются: Сочельник, Рождество, Васильев день и Крещение. Святки ассоциируются прежде всего с ритуальной трапезой, которая носила условный характер. Целью таких семейных трапез являлось не насыщение гастрономическим изобилием, а почитание и памятование умерших. Почитание предков совмещало в себе и древнеязыческое миропонимание и христианское. Память дохристианской эпохи несла собой знание, что умершие соединяются с природой, последний факт объясняет почему на протяжении веков, веруя во Христа, народ продолжал чтить силы природы. Традиционная культура того времени доносит до нас свидетельства таких обрядов, когда на окно ставили ритуальный пирог, для того чтобы умершие могли вкусить угощение. Подобное действие сулило благополучие в новом году. В народной культуре мы до сих пор находим такие сохранившиеся обряды и праздники, как Васильев вечер, Кесаретский поросенок, Кликанье мороза, Кутья, Рождество Христово.

К.А. Трутовский. Святочные гуляния (1864).
К.А. Трутовский. Святочные гуляния (1864).

Раньше святки считались праздником молодежи. Весь период был наполнен разнообразием игрищ и ритуальных обрядов, гаданий и смотрин «невест». В первый день Рождества молодёжь и дети ходили по деревне и славили Христа. Пели специальные песни и проводили разновидные игрища. На Рождество и утро Нового года мальчишки совершали посевание. Это обряд сулил хороший урожай в новом году и был обязателен в череде народно-бытовых обычаев. Взрослое население, как правило на третий день после Рождества возвращались к работе, а молодёжь напротив освобождалась от всякого труда вплоть до Крещения.

Необходимо понимать, что святочные две недели являли собой не просто период развлечений, а свидетельствовали об основах миропорядка и миропонимания человека того времени. Святки занимают особое место среди праздников календарного цикла. Россия, как страна земледельцев формировала свой быт, культуру и повседневность опираясь на землицу и природу. Весь мир крестьянина был привязан к циклу солнца и урожаю. Это явление оказывало прямое влияние на понимание жизни человеком, а также на понимание Бога и мироздания. Подтверждение вышеуказанным фактам является пример, как выстраивалось понимание повседневной жизни. В народе считалось, что на Васильев день и святочный период в хаосе мироздания формируется новый миропорядок. Рождается новый мир, рождается солнце, все силы природы уходят от тьмы к свету. Следовательно, совокупность этих факторов толкает человека к созданию семьи и выстраиванию своего быта в ладу с природным циклом. Главным событием святок, которое ожидают весь год являются свадьбы. Здесь необходимо заметить, что такие события, как создание новой семьи ожидают не только молодые, но и родители семейств. Жизнь крестьянина была сложна, и она диктовала свои правила. Например, родители молодых девушек, старались скорее выдать замуж дочерей, что позволяло избавиться на зиму от лишнего рта. Молодые парни, напротив спешили отделиться от родителей и поставить свой двор, где необходима была хозяйка и дополнительные рабочие руки. Наличие жены в доме еще давало возможность в случае неурожая по осени пойти в «кусочки» (хождение в кусочки распространённое явление в Российской Империи после отмены крепостного права, которое предполагало народную поддержку среди крестьян. В губернский деревнях, где был хороший урожай крестьянский семьи оставляли рожь и полбу для выпечки хлеба, который считалось обязанным подать крестьянам оставшемся без урожая). На святки было дозволено молодым девушкам отправляться в гости к родственникам в большие деревни, что позволяло увеличить шанс найти жениха. Знакомство молодежи проходило главным образом на коляде и во время святочных игрищ.

Святочные игрища.

В преддверии святочных игрищ, например в Новгородской губернии крестьяне открывали посиделки на Николу зимнего (6 декабря). Эти посиделки отличались от периода Покровы тем, что под руководством и наблюдением старших, молодёжи давали возможность познакомится и присмотреться друг к другу. Предсвяточные сборища подобного рода были известны и в Ярославской губ., в Пошехонье, где назывались "сборными" или "свозными" беседами, поскольку на них собирались девушки и парни из нескольких соседних деревень с целью высмотреть себе, соответственно, жениха или невесту.

А.А. Бучкури. Катание на святках. (1870 -1942). Холст, масло.
А.А. Бучкури. Катание на святках. (1870 -1942). Холст, масло.

В святочных игрищах и смотринах ведущую роль занимали девушки, последние как правило выторговывали избу, где по окончанию коляды и других обрядов проходили посиделки и застолья; девушки же накрывали на стол, готовили трапезу. Помимо этого, будущие невесты шили себе особые наряды, показывали лучшие свои таланты: пели, танцевали и еще наравне с парнями учувствовали в игрищах ряженых. Считалось правильным сменить несколько нарядов за вечер. Богатые девушки приносили в избы сумы нарядов, бедные старались одолжить наряды у замужних сестер и подруг. В Вологодской губ. девушки договаривались одеваться в одежду одного цвета. Так, на игрище в первый день Рождества надевали красные сарафаны и кофты или парочки, на второй - белые, в Новый год - голубые и синие, в Крещенье - розовые.

В Вологодской губернии, местами, собрания молодежи праздничного характера начинались с 22- 23 декабря: "В Кадниковском уезде /…/ святочные празднества обнимают время с 22 декабря по 6 января. В вечер на сочельник, а иногда и 22 декабря в некоторых местах уезда девушки устраивают так называемый "копыльный вечер" [копыл - прялка]. Девушки известной деревни покупают сообща муку, чай, сахар, пекут пироги и приготовляют яства. Вечером девушки собираются в одну избу, куда и приглашают парней, угощают их чаем, пирогами, яствами. После угощения девушки ставят на стол решето, парни же туда им кладут карамель, пряники, орехи и другие лакомства. Эти подарки девушки потом делят между собою. После этого начинаются игры, пляски, продолжающиеся всю ночь [Неуступов А.Д., 1913]. Торжество, завершавшее предрождественский период, здесь же называлось "последней вечериной" или "пирожным вечером", где молодежь пила чай с пирогом -"рыбником", который пекли из собранных всеми участниками продуктов (рыбу приносили парни). Девушки также угощали парней моченым горохом, который для них собирали по домам маленькие дети.

Святочную избу в деревне можно было вычислить по наличию яркого света. В добыче лучины и керосинок девушкам активно помогали мальчишки 7-10 лет, которые их колядовали. Святочные игрища, в отличие от святочных обрядов, запрещалось проводить на Рождество, Васильев день и Крещение. Сами игрища сопровождались большой организационно-подготовительной работой и проводились ежедневно, за исключением вышеупомянутых праздников.

Состав участников игрищ и присутствующих на них варьировался в зависимости от местных обычаев. Большей частью в «жировой» избе собирались представители почти всех половозрастных групп общины. Ведущая роль здесь принадлежала холостой молодежи. На игрищах часто присутствовали парни и девушки из соседних деревень. К гостям, как правило, относились с уважением и старались, чтобы на посиделки чужие девушки не скучали, а парням предоставляли возможность общаться с "баскими" (красивыми) девушками, "первого сорта" - самыми пригожими. Тем не менее, с приходящих парней тоже обязательно брали плату за вход на игрище (2-4 копейки), которая шла в пользу хозяина дома. В случае, когда чужак ухаживал конкретно за местной девушкой, ему приходилось выставить "коренным" парням в качестве отступного водку, иначе его могли побить и даже нанести увечье. В Вологодской губ. собрание, на котором собиралось очень много чужих девушек, называлось уже не посиделкой, а "повaдой". Дети на игрищах выступали в роли наблюдателей: младший брат нередко следил не только за общим ходом вечеринки, но и за тем, что происходит вокруг его взрослой сестры. Замужние женщины, женатые мужчины и старики непосредственного участия в забавах не принимали; оставаясь наблюдателями, они вели свои разговоры, обсуждали наряды и поведение молодежи. В результате этих обсуждений нередко складывалась репутация девушек и парней. Мужчины играли в карты и рассказывали анекдоты, сказки, загадки и проч. Однако так было не везде. Например, в г. Торопце Псковской губ., где святочные посиделки назывались "субботками", женатые и замужние в избу не допускались.

Присутствующих участниках на игрищах в избе распределяли по установленному порядку. Девушки усаживались на лавках вдоль стен от печки до лицевого угла и от него до красного окна; лучшие места - ближе к углу - предназначались для "славниц" - девушек-невест, славящихся красотой, рукодельным мастерством, нарядами и богатством, а также для гостящих девушек. Парни устраивались на лавках от красного окна и на скамьях, поставленных напротив девушек. На торопецких "субботках" для девушек устраивали скамейки ступеньками от пола до потолка; посреди горницы вешали большой фонарь из цветной бумаги, украшенный свечами и разноцветными лентами, а по стенам помещения ставили скамейки для парней.

Женатые и замужние, а также старики сидели на лавках около печи и на запечке. Если посмотреть на игрище собиралось много женщин, мужчины оставались в сенях и на крыльце. Маленькие мальчишки и ребята-подростки занимали места на печи и полатях [Этнографический музей, Е.Л. Медленская].

Игрища состояли из песнопений, танцев, игр и хороводов. Большинство песен, звучавших на игрищах, не являлись календарно-обрядовыми, их пели и на обычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было то, что все они разыгрывались, то есть сопровождались движениями: девушки, одни или с парнями, ходили рядами, кругами, завивались цепочкой, кланялись друг другу, целовались и т.п. Именно в варианте, когда происходило соединение песни с движением, они воспринимались в народе как святочные и назывались, соответственно, "святовскими". Лирические и свадебные песни, таким образом, становились игровыми, или хороводными. Как правило, финалом игры являлся поцелуй парня и девушки. Традиционно игры с поцелуями были позволительны только в Святки, а на обычных посиделках практически не употреблялись.

Особою роль в играх занимали девушки и парни, которые недавно создали семью. «Молодухи» и «Молодцы» путем игровой формы передавали недавний опыт и помогали участникам сформировать пары. Существовал комплект святочных игр, таких как «женитьба» и «свадьба». Здесь использовались песни с «отпевами», построенные на вопросах и ответах или диалогах. В хороводах путем мимики, жестов и движений отображали, что пелось в песнях. Особенно популярны были танцевальные хороводы с прохождением участников под аркой, составляемой из множества пар рук. Большинство святочных хороводов основывалось на выборе пары: либо один или двое водящих ходили под песню внутри или снаружи круга и выбирали себе пару, которая становилась заменой водящего, либо парни, стоявшие в одной шеренге, вызывали к себе девушек из другой.

Ключевую роль занимал мотив выбора пары. Молодежь либо сама находила понравившуюся себе пару, либо получали ее путем жеребьевки или с подачи «молодухи» или «молодца».

Просветительный характер имели также игры ряженых, появление которых на игрище, благодаря их ярким костюмам и эмоциональной форме поведения, вызывало целый комплекс сильных ощущений у присутствующих: и смех, и страх, и стыд, и даже физическую боль. Действия ряженых в комической игровой форме, нередко сниженной и грубоватой, затрагивали сферу сексуальных отношений, вовлекая в свою игру всех находящихся в избе. Особенно это касалось молодежи: так или иначе, каждому парню и каждой девушке в обязательном порядке, иногда - насильственно, приходилось вступать в контакт с ряжеными. Избежать этого испытания было практически невозможно, так как "придверники" из ряженых старательно охраняли специально закрытую дверь [Этнографический музей, Е.Л. Медленская].

 Л.И. Соломаткин. Ряженые (1873).
Л.И. Соломаткин. Ряженые (1873).

Постепенно святочные игрища приобретали «светский» характер. На рубеже XIX и XX столетий в крестьянской среде приобретают популярность пляски. Кадриль и ленчик исполнялись под русские частушки. Пляски были враждебно приняты семьями старообрядцев и верующими, так как танцующая молодёжь, особенно ряженная походила на бесов и вызывала ассоциации с нечистой силой. В народе верили, что именно во время игрищ от Нового года до Крещенья нечистая сила бегает по улицам, пляшет, и ее привлекают собрания молодежи с плясками. Поэтому в некоторых местных традициях, например на вологодчине, не разрешалось плясать во время "страшных вечеров". Парни и девушки сами опасались нечистой силы. Чтобы при возвращении с игрища никого "не завело", в Новгородской губ., например, посиделку заканчивали "крестом": все становились посреди избы так, чтобы получилась форма креста, и под пение менялись местами. Однако несмотря на все опасения, динамичность танцев все больше покоряла сердца молодежи и традиционное песнопение с каждым годом все больше приобретало форму танцев.

Танец давал молодым парням показать свою молодецкую удаль. Чем больше «колен» мог «продробить» юноша тем большее уважение он вызывал у сверстников. Поэтому поводу устраивались целые состязания, кто больше и сложнее выдаст «коленцев». Покуда парни показывали свою прыть и ловкость, девушки напротив должны были показать свою легкость и грациозность. Считалось, что вовремя плясок девушка должна была держать себя сдержанно, нести голову с высока, не делать лишнего притопа, да танцевать так, чтобы во время движения сарафан ее не шелохнулся.

А. П. Мицник. Ночь перед Рождеством.
А. П. Мицник. Ночь перед Рождеством.

Таким образом, рассмотрев святки в целом, мы можем резюмировать, что этот период являлся особым в цикле календарных святцев и в традиционном быту. Святки — это уникальное явление нашей культуры, которое сохранило в себе знания и понимание миропорядка наших предков того времени; это и уникальный фольклор, и целый свод знаний, который опирается на многовековую народную мудрость и природные знания, которые народ сформировал путем тщательного наблюдения за циклами природы. Мы рассмотрели основные формы святочного периода, где святочные игрища представляли собой молодежные собрания с целью обрести пару и создать семью; святочные обряды (коляда) – почитание и славление Христа, умерших и природы; святочные бесчинства- особая форма поведения, которая помогала примириться с нечистой силой, а также ее руками наказать тех, кто не чтил древнего обычая, был скуп и эгоистичен; статочные гадания – действие, которое помогало человеку предсказать судьбу, наворожить суженного и узнать, что ожидает человека, семью и общину в предстоящем новом году!

Список литературы:

1. Виноградова Л.Н., «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования». М.: Издательство "Наука",1982 г.

2. Зернова А.Б., «Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае», Советская этнография, 1932 г.

3. Морозов И.А., Слепцова И.С., «Святки и масленица» // Российский этнограф: Этнологический альманах – 1993 г.

4. Андрюнина М.А., «Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции», - Москва, 2015 г.

5. Рындина О.М., «Святочная обрядность украинцев Томского края», - Томск, 2012 г.

6. Толстой Н.И., «Архаический ритуал-диалог» //Очерки славянского язычества. — М.:«Индрик», 2003 г.

7. Попов Н., «Некоторые предания жителей Вологодской губернии Кадниковского уезда» // Живая старина, 1903 г.

8. Балов А., «К вопросу о характере и значении древних купальских обрядов и игрищ» //Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. 1898 г, №7

9. Чичеров В.И., «Зимний период русского народного земледельческого календаря XV!-XIX вв.» // Издательство Академии Наук СССР, 1957 г.

10. Энгельгардт А.Н., «Письма из деревни», 1872-1887 гг.

11. https://ethnomuseum.ru/

12. https://cyberleninka.ru/article/n/svyatochnaya-obryadnost-ukraintsev-tomskogo-kraya