В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 18.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Межмуниципальная автодорога 20Н-7-17 Полежаевский – Новохопёрск.
Населённые пункты: посёлок Новохопёрский и город Новохопёрск.
Расстояние маршрута в населённых пунктах: 7 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административный район: Новохопёрский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Окско-Донская равнина.
Рельеф местности: Тамбовская равнина.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 2-й день.
Посёлок Новохопёрский.
Продолжаем наше путешествие в Якутию через Воронежскую область, и дальше нам предстоит проехать через город Новохопёрск. Однако сначала мы въезжаем в посёлок, который называется Новохопёрский – по сути, это уже начало города, но административно Новохопёрский является отдельным посёлком городского типа. Границы между посёлком и городом нет, ну то есть на картах, конечно, можно увидеть разделяющую их линию, которая проходит прямо по Юбилейному переулку, но фактически на местности вы совсем не заметите, как попадёте из посёлка в город, тем более, что на дороге никаких указателей с названием города Новохопёрска, если ехать со стороны посёлка Новохопёрского, не будет. По своим размерам эти два населённых пункта примерно одинаковые, и сегодня мы поговорим о первом из них – о посёлке Новохопёрском.
Железная дорога Лиски – Поворино – Балашов.
Начинается посёлок с автомобильного путепровода через железнодорожную линию, ведущую из города Лиски в город Поворино и дальше в Балашов. Здесь проходит много пассажирских поездов, следующих с южных курортов России в Поволжье, на Урал и в Сибирь. На станции «Лиски» они сворачивают с московского направления на восток в сторону станции «Поворино», и проезжают на этом участке через город Новохопёрск.
Последний раз мы проезжали через железную дорогу ещё вчера утром на границе Красносулинского и Каменского районов Ростовской области, поэтому уже успели соскучиться по красивым пейзажам уходящих вдаль стройных линий железнодорожных магистралей.
АЗС «Роснефть» (п.Новохопёрский, ул.Базарная, 4).
С полностью пустым баком мы всё-таки смогли добраться до долгожданной заправки «Роснефть» в посёлке Новохопёрском, о которой мечтали на протяжении последних ста километров пути, поэтому всем, кто собирается впервые, как и мы, проехать по этому участку дороги, настоятельно рекомендую иметь в виду, что между Калачом и Новохопёрском нет совершенно ни одной АЗС! На радостях мы заправили здесь полный бак, в который спокойно вошло 55 литров из максимально возможных 60-ти, то есть вошло бы и больше, просто мы в нашем путешествии заказывали на АЗС всегда круглое количество литров, кратное пяти (40, 45, 50, 55 литров), чтобы потом в конце поездки было легче посчитать общее количество израсходованного топлива. В прошлый раз мы заправлялись ещё вчера утром в Ростове-на-Дону в самом начале поездки, и тех 50 литров нам хватило на пройденные за это время 530 км, то есть уже вырисовывается примерный расход топлива в нашем режиме движения – около 10-11 литров на 100 км.
Чумаки (п.Новохопёрский, ул.Урожайная).
Сразу после АЗС «Роснефть» справа от дороги мы видим очень живописную глубокую балку, расположенную в красивой местности, которая по народному некрасиво была названа «Чумаки».
Эта рассечённая оврагами балка, разделяющая с южной стороны посёлок Новохопёрский и город Новохопёрск – пожалуй, единственное место, по которому можно условно определить границу между ними. Перепад высот между нашей автодорогой и поймой реки Савала, расположенной сразу за балкой (ровный зелёный ковёр поймы хорошо видно вдалеке прямо с дороги), составляет целых 70 метров.
Как я уже рассказывал в прошлой части своего рассказа, мы выехали с территории обширной Среднерусской возвышенности, и в Новохопёрске впервые на нашем пути видим уже следующий природный район Восточно-Европейской равнины – Окско-Донскую низменную равнину, которая простирается отсюда и на север до реки Оки. Сам город Новохопёрск расположен на юго-восточной окраине Окско-Донской равнины, и та часть этой низменной равнины, по которой мы будем проходить наш путь дальше на восток, называется Тамбовской равниной.
Железнодорожная станция «Новохопёрск» (п.Новохопёрский, пл.Железнодорожная, ул.МПС, 1).
Заправившись на АЗС, по улице Советской мы поехали посмотреть на здание ж/д вокзала станции «Новохопёрск», построенное в начале XX века и являющееся памятником архитектуры, но вместо этого увидели лишь какое-то уродливое сооружение, испорченное дешёвым безликим сайдингом.
Железнодорожная станция хоть и называется «Новохопёрск», но находится не в самом городе, а в соседнем посёлке Новохопёрском. Она относится к Лискинскому региону Юго-Восточной железной дороги и расположена на линии Лиски – Поворино – Балашов.
Отдельно хочется обратить внимание на узкую пассажирскую платформу между вторым и третьим путями, а именно на её жёлтую линию разметки безопасности, за которую не рекомендуется заходить в случае приближения поезда. Хорошо если поезд будет проноситься только по одному из этих путей, тогда можно будет спокойно стоять на перроне на противоположной стороне от жёлтой разметки. Ну а если вдруг поезда будут пролетать через станцию сразу по обоим путям рядом с платформой, то походу вам крышка.
Бюст В.И.Ленину (п.Новохопёрский, ж/д станция «Новохопёрск»).
На перроне возле здания железнодорожного вокзала можно увидеть небольшой памятник В.И.Ленину в виде бюста вождя на постаменте. Интересно, я один сейчас сверил время на круглых часах вокзала со временем, пропечатанным оранжевыми цифрами на фотографии?
Старая водонапорная башня (п.Новохопёрский, ул.МПС, 6).
Если проехать немного от здания ж/д вокзала по улице МПС, то вскоре можно будет увидеть старую водонапорную башню, являющуюся памятником архитектуры конца XIX века. В интернете можно найти красивые фотографии этой кирпичной башни, сделанные ещё несколько лет назад, но сейчас она сильно заросла со всех сторон порослью, и как я не пытался найти место для удачного кадра, у меня это так и не получилось.
Круглая водонапорная башня (п.Новохопёрский, ул.Привокзальная, 11).
Невдалеке на соседней улице Привокзальной можно увидеть ещё одну кирпичную водонапорную башню, на этот раз круглой формы, и судя по её внешнему виду, более позднего времени постройки по сравнению с предыдущей. Вокруг этой башни сейчас также обустроены все условия для маньяков и убийц в виде густых непролазных дебрей.
Мемориальный комплекс «Родина-Мать» (г.Новохопёрск, ул.Советская, Парк Победы).
По улице Советской мы возвращаемся обратно в сторону балки «Чумаки» и вскоре совершенно незаметно оказываемся уже в городе Новохопёрске. Город начинается с Парка Победы, в глубине которого расположен мемориальный комплекс «Родина-Мать» в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне.
Аллея Героев (г.Новохопёрск, ул.Советская, Парк Победы).
Рядом с воинским мемориалом в 2020 году была открыта новая «Аллея Героев» с бюстами уроженцев Новохопёрского района, которые в годы Великой Отечественной войны получили высокое звание Героя Советского Союза. Прежде «Аллея Героев» находилась в центре города, но на общественных слушаниях местные жители решили перенести её к мемориалу «Родина-Мать», при этом здесь были установлены совершенно новые бюсты, а старые, которым уже больше 20 лет, отреставрируют и установят в малых поселениях на родине фронтовиков.
Центр развития ребёнка «Пристань Детства» (г.Новохопёрск, ул.Советская, 146).
Возле Парка Победы можно увидеть красивое яркое современное здание, которое носит название «Пристань Детства». Сначала я подумал, что это какой-то большой развлекательный центр для детей с различными игровыми площадками, детскими кафе и прочими игровыми зонами, но, как оказалось, здесь располагается так называемый центр развития ребёнка, или проще говоря – детский садик.
«Пристань Детства» находится в окружении Парка Победы среди красивых берёзок и прочих многочисленных деревьев – здесь можно прогуляться в тишине и спокойствии, отдохнуть от городской суеты, если вы, конечно же, никуда не спешите, а вот нам так-то предстоит ещё долгая дорога до Якутии, поэтому мы поедем лучше поскорее в центр Новохопёрска, и там уже пробежимся среди главных его достопримечательностей.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
Регионы: Ростовская область, Воронежская область …
Города: Богучар, Калач …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».