Продолжаем рассказ о Уильяме Кастле, мастере самых необычных хорроров 50-х и его шокирующих способах рекламы и воздействия на чувства зрителей. И сегодня – о его самом известном фильме «Тинглер». Если кто ещё не читал начало, то перейдите по ссылке.
Дрожите от страха!
Знаменитый актёр Винсент Прайс играл здесь судмедэксперта Уоррена, который исследовал природу страха и вскрывал трупы в тюремном морге. После долгих опытов он приходит к выводу: в позвоночниках людей обитает некое животное, которое питается страхом и способно переломать позвоночник казненному на электрическом стуле. Когда человек боится, оно увеличивается в размерах. Уоррен называет его тинглером (от английского tingle – дрожать).
Спастись от него можно было только с помощью крика. Доктор решает обнаружить тинглера во плоти, и ему повезло, когда он встретил глухонемую. Кричать она не могла, и ее тинглер должен был быть вырасти огромного размера. Так и выходит: из ее тела выползает гигантский тинглер, похожий на сороконожку с клешнями.
- Затем существо сбегает из лаборатории, и доктор охотится за ним по городу.
А теперь кричите!
Для премьеры в зрительных залах к спинкам сидений были прикреплены вибрирующие электрические устройства, которые в нужный момент приходили в движение и вызывали неприятные ощущения в спинах зрителей, как будто в них обитал тинглер.
- Скандал произошел, когда кто-то случайно включил их в трагический момент показа совсем другого фильма.
Известный впоследствии своими скандальными лентами режиссёр Джон Уотерс рассказывал, что подростком был фанатом Уильяма Кастла и специально искал место, которое было подключено, чтобы насладиться полным эффектом.
Сделано это было ради одной сцены, где тинглер сбегал в кинотеатр в разгар сеанса и приканчивал киномеханика. В этот момент в настоящем зале гас свет и в полной темноте раздавался голос Винсента Прайса, произносивший: «Дорогие зрители! В наш кинотеатр забежал тинглер. Не пугайтесь, не бегите, но кричите. Кричите, чтобы спасти свою жизнь!» В этот момент спинки кресел и начинали вибрировать, а зрительный зал минуты три кричал, пока фильм не возобновлялся и не выяснялось, что всё это, включая обращение Винсента Прайса, относилось к тем зрителям, которых показывали на экране.
Один из участников просмотров вспоминал, что никогда так не боялся, как в те минуты, в полной темноте, и никогда так не смеялся, как тогда, когда в зале вновь включили свет.
- По первоначальному сценарию фильм должен был в конце объясняться галлюцинацией от приема ЛСД. Это, кажется, самое раннее его упоминание в художественном кинематографе.
Трюки Кастла были неотъемлемой частью Голливуда 50-х с его шокирующими методами вроде стереоскопического изображения и звука и ароматического сопровождения. Летающие скелеты, вибрирующие сиденья и страхование от смерти во время сеанса привлекали зрителя раскованностью, являвшейся противоположностью типичной сдержанности, принятой в обществе 50-х. С наступлением 60-х Кастл постепенно отказался от них.
Однако для показов своего триллера «Со склонностью к убийству», которую называют более кровавым вариантом «Психоза» Хитчкока, он придумал ещё один трюк: в фильме за пять минут до конца делалась пауза, во время которой на экране показывали только часы. В эту минуту все, кто боялись увидеть шокирующий финал картины, могли выйти из зала и получить назад свои деньги за билет. Кастл уверял руководство компании, что все останутся смотреть. Однако на премьере почти все зрители поднялись и пошли в кассу возвращать билеты. Тогда Кастл добавил к этому шоу ещё один элемент: все, кто не могли досмотреть картину, сначала оказывались в павильоне, который был подписан как «Угол для трусишек». Желающих получить обратно деньги заметно поубавилось.