Найти тему
LEUOTAR

История творения

Оглавление

Недавно уделил немного времени на внимательное изучение наверное самого популярного и самого противоречивого в наше время произведения – Библии (Ветхий Завет, Пятикнижие Моисеево), многие моменты в этом произведении показались мне довольно интересными, зацепили своей неоднозначностью и глубокой информативно-смысловой нагрузкой заложенной в них. И так в этой статье начну, извините за каламбур, с начала…

Бытие. Глава 1

-2

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.


Тут думаю все ясно и без комментариев, Бог творил, создавал, на шестой день создал человека, интерес вызывает разве что 26-я строка

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

У меня сразу же возникли вопросы:

Кому сказал? Почему не моему, а нашему? Кто такие наши? Сколько их наших? и тд...

Немного поразмыслив пришел к выводу что Бог не единственная сущность принимавшая участие в творении неба, земли и человека, на что еще указывает слово сотворим

Со – совместное
Творение – творение

От сюда
Сотворение – совместное с кем-то творение, значить не один, а с кем-то, тобишь как минимум несколько...

Из этой главы еще извлек информацию о том что изначально человек создавался Богом как существо плодоядное (от слова плод), не употребляющее в пищу плоть мертвых животных, а лишь плоды растений и деревьев


29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

И даже животные населявшие созданную Богом землю небыли плотоядными (от слова плоть)

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

В общем глава как глава, все понятно, последовательно, в строгом хронологическом порядке с первого по шестой день расписаны этапы процесса создания

Едим дальше...


Бытие, Глава 2

-3

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.


Вот в этой главе, на мой взгляд, и кроется один из самых ключевых моментов, помогающий разобраться в том что описывается в этом произведении…

Те кто читал Ветхий Завет наверное знают что все события в нем описаны в хронологическом порядке, хоть Ветхий Завет (его первые книги) и является упрощенной версией более древнего источника и в нем просто напросто отсутствуют некоторые участки древнего текста, хронология описанных событий в нем соблюдается строго. Что такого интересного, по моему мнению, есть в этой главе?

Первые три строки 2-й главы логично продолжают события описанные в 1-й главе - 6 дней творил, то что сотворил ему понравилось, на седьмой день отдыхали тд. Интерес вызывает 4-я строка, когда над ней размышлял, был удивлен тем какой глубокий смысл в ней оказался заложен, и насколько важную, ключевую роль в понимании сюжета Ветхого Завета и событий в нем описанных она играет. Попробуйте осмысленно вчитаться:


1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли...


Первая часть строки

Вот происхождение неба и земли

Как и предыдущие три, по сути резюмирует все описанное в 1-й главе – происхождение, процесс создания неба, земли и всего воинства ихнего (растения, животные, человек)…
Вторая же часть строки является моментом порождающим множество закономерных вопросов


при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

И дальше

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.


И т.д.

В первой главе уже описывается создание неба, земли и воинства их, после чего говориться что создатель – Бог, отдыхал, и тут же снова идет описание создания, уже созданных ранее человека и растений, но почему-то с маленькой поправкой -
создает уже не Бог, а Господь Бог. Сразу в голове родилась такая аналогия: Директор и Зам. Директора, по сути своей два совершенно разных персонажа, которых в виду не внимательности читающих и краткости завуалированного смыслового перехода в тексте, в последствии принимают за один и тот же персонаж, что коренным образом неверно и радикальным образом меняет представление о информации изложенной в Библии.

Получается примерно так: Бог создал небо и землю и все воинство их за шесть дней, на седьмой день отдыхал, а в это время, пока Бог отдыхал от трудов своих,
некто Господь Бог (обратите внимание что именно с этого момента создателя в Библии называют не Бог, а Господь Бог), тоже создавал землю, небо, каких-то людей, растения и животных и тд...


всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли…

То есть, процесс творения Богом описываемый в первой главе уже завершен, а процесс творения Господом Богом описываемый во второй главе еще нет. Следовательно в первой и второй главе описываются два разных процесса и проводят эти процессы две разных сущности, Бог и Господь Бог (Директор и Зам. Директора).

Об этом факте говорит еще один немаловажный момент - разная хронологическая последовательность этапов создания. В описании первого процесса, в первой главе Бог сначала создал растения, потом животных, потом человека, а в описании второго процесса под руководством уже другого персонажа Господа Бога, последовательность была иная - растения, человек, животные...

-4


На мой взгляд осмысление этого момента, помогает взглянуть на все изложенное в ВЗ с радикально иного ракурса, что в свою очередь позволяет дать ответы на многие вопросы которые возникали у людей на протяжении всей истории изучения этого произведения...

Более подробное повествование о создании человечества и библейского народа в частности, дошло до наших дней в апокрифе Тайная книга Иоана, желающие более тщательно вникнуть в суть описанного мной момента, могут найти в сети этот апокриф и ознакомиться с изложенной в нем информацией...

А вы что думаете по этому поводу?