Анализ 3 главы "Пьяная ночь"
Немного подкрепившись после ярмарки, в ту же "пьяную ночь", вместо того чтобы спать, наши герои-странники решили поискать счастливого в праздничной толпе. В обмен на рассказ о счастье они предлагают свое вино.
Но рассказы бедняков лишь подчеркивают их убогость, потому что видно их единственное желание - выпить бесплатного вина.
Таков "дьячок уволенный", который пытается убедить, что счастье - "в благодушестве". Зачем же тогда он тянется за рюмкой?
Такова старуха, у которой уродилось много крупной и вкусной репы. Дело в том, что кроме этой репы, у нее ничего больше нет... Безжалостные мужики даже не налили ей ничего и только посмеялись.
Таков чуть живой солдат. Сколько его ни били (пули на поле боя или за провинности), сколько ни голодал, он все равно выжил. Из жалости и сочувствия ему дали выпить.
Уважили стаканчиком и молодого здорового каменотеса, в награду за его труд. От солнышка до полуночи он не разгибается и за это время может гору сокрушить. В этом он видит свое счастье. Этот эпизодический герой предвосхищает главного героя рассказа Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Счастье его - трудовое, страдальческое.
Рядом стоящий "мужик с одышкою" Трифон тоже был таким каменщиком когда-то, да надорвался и из большого силача стал совсем расслабленным. Во многом здесь виноват подстрекатель-управляющий, у которого Трифон работал в Питере.
В поэме Некрасова один человек может сделать другого человека как счастливым (таков Веретенников, например), так и несчастным (таков подрядчик Трифона, "подлец", подложивший ему кирпичей до 14 пудов). Равнодушие и бесчеловечность начальника - вот что сделало Трифона, усердного и работящего богатыря, больным и ничтожным в одночасье.
Но и он видит свое счастье в том, что вышел живым из этого ада - очень тяжелой болезни, которую приобрел от непосильного груза, и все-таки добрался до родины.
Самый ничтожный из всех рассказывающих здесь свое счастье - это лакей князя Переметьева. Он презирает мужиков и гордится тем, что лизал барские блюда и допивал их рюмки. Тщеславиться своим собственным рабством - это абсолютно потерять человеческое достоинство. Чуть позже он попадется за воровство прямо на глазах у мужиков и убежит с позором от ударов лозгами.
Белорусский крестьянин видит счастье в том, что досыта есть хлеб. А "пасмурный мужик" - в том, что медведь не победил его, а лишь своротил челюсть набок. Мужики поднесли ему вина, в знак уважения к отваге медвежатника.
И даже нищие, попрошайки хвастаются своим счастьем: их радушно встречают в домах, не отказывают в хлебе.
Наслушавшись горьких мужицких историй, раздосадованные искатели счастья прогоняют всех рассказчиков:
Но тут один крестьянин посоветовал найти Ермила Гирина, мужика, который славился большой честью в народе. По его мнению, этот славный и справедливый человек был по-настоящему счастливым. Однако подошедший поп объявил, что Ермил Гирин попал в острог. Не успев досказать историю Гирина и причину его каторги, поп уехал домой по причине позднего часа.
Подробнее - Образ Ермила Гирина
Глава заканчивается тем, что под утро, когда уже вся толпа разбрелась и "пьяная ночь" закончилась, мимо наших героев проезжает бричка с благополучным на вид помещиком. В надежде, что он и есть счастливый человек, мужики-искатели просят его остановиться.
"Помещик" - Глава 5 поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!