Эта статья продолжение рассказа о семье великого князя Константина Константиновича.
А, если быть точнее, то о его детях. О судьбе его сыновей и дочерей, а еще жизненной силе жены великого князя Елизаветы Маврикиевны. Собственно, мой интерес к этой теме и начался именно с неё, с этой женщины - счастливой матери и жены, пережившей гибель своих детей.
Небольшое отступление… мне очень нравится Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, и каждый раз, гуляя поего залам, я думала о том, что для кого-то эта роскошь была просто домом. Не музейной ценностью, не архитектурным шедевром, а семейным очагом. Жила семья со своими радостями и проблемами, забудем на минуту, что они были из императорской семьи Романовых, а посмотрим на них, как на простых людей.
Последней хозяйкой Мраморного дворца как раз и была Елизавета Маврикиевна – немецкая принцесса, великая российская княгиня, супруга внука императора Николая I.
Казалось бы, девочка родилась с «серебряной ложкой во рту», и должна быть счастлива, не зная проблем. Если бы так…
Она потеряла 4 сыновей из 8 своих детей.
Один, Олег, погиб в Первую Мировую войну в 1914 году. Погиб совсем юным.
А вот троих расстреляли в 1918 году. О том событии я уже рассказывала, и не буду повторяться (дам ссылку, если вам интересна эта тема, в конце статьи). Сейчас же мне хочется рассказать об этих 3-х мальчиках, которые погибли.
Первенец Иоанн
Иоанн родился 23 июня 1886 года в Иванов день. Когда он появился на свет, врач воскликнул «Мальчик, да еще какой плотный, здоровый!».
Великий князь так описывал свои эмоции:
Мне казалось, что я не вынесу этого неземного счастья; я спрятал лицо в складках рубашки у жены на плече, и горячие обильные слезы полились у меня из глаз.
Константин Константинович написал стихотворение на рождение сына. Он как будто бы знал, что судьба его первенца будет к нему жестока:
Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок, ненаглядный,
В тёплом своем уголку!…
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.
Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей.
Хоть малыш и родился крепким, но рос он нервным ребенком. Он сам так говорил о себе:
Учить, по словам Мама, меня [Иоанчика] было трудно, т.к. я был очень нервный. 6 лет карандаш в руках держать не мог. Учился скверно. Учителя меня не заинтересовывали своими науками.
Но Иоанн, пожалуй, больше всех из детей великого князя отличался религиозностью.
По воспоминаниям сестры Иоанна Татьяны:
Братья мои с юных лет, прислуживали и читали в церкви, а у старшего моего брата Иоанна, отличавшегося особой религиозностью, был собственный церковный хор. Наверное, именно Иоанн лучше других понимал глубокую религиозность матери.
Очень четкую характеристику дал своему сыну Константин Константинович. Эти слова прозвучали на двадцатилетие Иоанна:
Благочестивый, любящий, вежливый, скромный, немного разиня, не обладающий даром слова, несообразительный, но вовсе не глупый и бесконечно добрый.
Иоанн закончил Первый кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище.
Он был флигель-адъютантом при императоре Николае II.
Учитывая религиозность Иоанна, можно было предположить, что он посвятит себя духовной карьере, но он стал военным.
В 1911 году Иоанн женится на сербской принцессе Елене. В этом браке родились двое детей: Екатерина и Всеволод.
В 1914 году Иоанн вместе с братьями отправился на фронт. О том, что произошло в России, об Октябрьских событиях, они узнали на фронте. По возвращении в Петроград, он как и все Романовы, дал расписку о не выезде из страны.
В марте 1918 года, после декрета большевиков, Иоанна вместе с братьями Игорем и Константином высылают в Вятку. А в мае их переправляют в Алапаевск.
18 июля они все были убиты большевиками. Их тела сброшены в шахту.
В ссылку с мужем тогда отправилась и Елена.
Малолетних детей она оставила на попечение свекрови.
Когда Иоанн был в Алапаевске эта решительная женщина ездила в Екатеринбург просить за мужа. Узнав, что Романовы переведены на тюремный режим, она решает вернуться в Алапаевск, но ей запретили.
Елену арестовывают и переводят в пермскую тюрьму, в которой уже содержались приближенные царской семьи. Расстрелять Елену большевики опасались.
Её отправляют в Москву, где она содержится под арестом. Разрешение на выезд из России она получила в конце 1918 года и то, только благодаря ходатайству норвежского посольства.
Её дети вместе с бабушкой Елизаветой Маврикиевной уже были в Стокгольме.
Елена забрала детей и вернулась в Сербию. Затем, когда дети стали уже взрослыми, они всей семьей перебрались в Англию – Елена хотела дать детям хорошее образование.
А вот, русский язык в семье был запрещен! Елена настолько возненавидела Россию, точнее тот ужас, который она пережила в последний год жизни в стране, что не позволила детям учить язык их отца.
Линия Романовых по этой линии пресеклась – сын Елены Всеволод не оставил наследников, хоть и был трижды женат. Умер Всеволод в 1973 году.
Княгиня Екатерина, дочь Елены и Иоанна, как и брат, получила блестящее образование и, так же как и он, не знала русского языка.
Екатерина вышла замуж за маркизом Ружеро Фараче ди Виллафореста, который был потомком известного рода Медичи.
В этом браке родились 3 детей.
После развода Екатерина уезжает в Аргентину. Умерла Екатерина в 2007 году.
Вот так, на примере только одной семьи, можно проследить историю нашей страны.
Великая княгиня Елизавета Маврикиевна вместе со старшей дочерью и её двумя детьми, со своими двумя младшими и двумя внуками - детьми Иоанна, уехала заграницу, позже к ним присоединилась и её невестка Елена. Это всё, что осталось от её некогда большой семьи.
В 1914 - 1918 годах Елизавета Маврикиевна потеряла 4 сыновей, мужа, зятя.
Фотографии из интернета