Возможно, это и непопулярное мнение, но мне всегда интересно взглянуть на события в фэнтези-мире глазами тех, кого автор назначил на роль местного Зла. Поэтому больше всего мне нравятся книги, сюжет которых позволяет оценить происходящее с точки зрения каждой из сторон конфликта. Как-то раз я подумал: «А что насчет Саурона? Разве у него не могло быть своей правды?» Давайте проследим его действия с момента зарождения Арды.
Сотворение Арды и Первая Эпоха
Изначально Саурон не был порождением Тьмы. На самом деле он был полной противоположностью. Еще до сотворения Арды Эру Илуватар создал Айнур. Четырнадцать самых могущественных из них известны как Валар (в некотором роде пантеон богов и богинь). Остальные же известны как Майар (что-то вроде полубогов). И одним из этих Майар был Саурон, который в то время носил имя Майрон, что означает «Достойный восхищения». Думаю, это ключ к пониманию характера Саурона.
Самым могущественным из Валар был Мелькор, и ему выпало стать первым Темным Властелином. Однако Майрон изначально был не последователем Мелькора (в отличие от тех же балрогов), а учеником Ауле (вала ремесла). И это тоже очень важно для понимания личности Саурона. Потому что, если взять за скобки все этические оценки его действий, Саурон – величайший мастер, когда-либо живший в Средиземье. Любовь к ремеслу занимает центральное место в его цели и мотивации.
В то время как Мелькор обратился ко злу из ревнивого желания переделать всю Арду под себя и уничтожить чужое творчество, мотивы Саурона гораздо прагматичнее. Майрон любил порядок и совершенство. Как величайший из Майар, он считал себя достойным править Средиземьем и создавать свой мир, но без лишних разрушений. Как часто бывает с гениями, со временем это желание превратилось в одержимость, и Майрон превратился в Саурона.
После войны за эльфов Валар победили Мелькора и бросили в тюрьму. Саурон на долгое время оказался предоставлен сам себе. Он остался в Средиземье и добросовестно восстанавливал армии Мелькора, ожидая окончательного возвращения своего господина. Возможно, именно в этом время Саурон серьезно задумался об идеально упорядоченном мире, который он надеялся построить вместе с Мелькором.
Но этого не произошло. Когда Мелькор в конце концов вернулся в Средиземье, он стал злее и ожесточеннее, чем когда-либо прежде. Вместо того, чтобы превратить Средиземье в идеально упорядоченную империю, он просто решил разрушить и извратить все, что построили эльфы и Валар. Я подозреваю, что это задело Саурона, но все же он остался верен Мелькору.
Вместе с повелителем балрогов, Готмогом, Саурон стал самым высокопоставленным слугой Темного Властелина. Но, в отличие от Готмога, Саурон был не воином, а магом. Из всех известных поединков он выиграл только один – магический, против Финрода Фелагунда. И среди эльфов Белерианда Саурон получил известность именно как темный чародей по имени Гортаур Жестокий (Гортаур означает «Отвратительный Ужас»).
Именно в это время у Саурона мог зародиться интерес к созданию магических колец, ведь вместе с Финродом и Береном в его руки попало Кольцо Барахира. Однако после поражения от Лютиэн и пса Хуана Саурон бежал и надолго исчез со страниц летописей Первой Эпохи. Думаю, это исчезновение не случайно: неудача Саурона с убийством Берена и Лютиэн положила начало цепи событий, которые закончились окончательным уничтожением Мелькора. Скорее всего, Саурон получил суровое наказание за свою неудачу.
В следующий раз о Сауроне упоминается после поражения Мелькора в Войне Гнева. При этом он уже не выглядит как слуга Тьмы: Саурон пришел к предводителю войска Валар по имени Эонве и честно попросил прощения за все прошлые грехи. Однако Эонвэ ответил, что если Саурон действительно хочет покаяться, то должен преклонить колени перед Валар и принять любое наказание, которое они сочтут достойным. Гордость пересилила – Саурон посчитал, что это слишком большое унижение, и бежал на юго-восток.
Вторая Эпоха
Мы можем долго гадать, был ли Саурон искренен в своем раскаянии или нет, но в любом случае это не имеет большого значения. Потому что во Второй эпохе Саурон снова перешел на сторону Тьмы. Только на этот раз он уже не был слугой другого.
На юго-востоке он основал свое государство в Мордоре и начал совращать на свою службу многих людей из Харада и Руна. Но, в отличие от своих более поздних воплощений, тогда Саурон еще не выступал открыто на стороне Зла. Он склонял людей к подчинению, действуя убеждением и щедрыми дарами.
К 1200 году Второй Эпохи эльфы Эрегиона стали одними из лучших мастеров в Средиземье. Под руководством Келебримбора эльфийские кузнецы объединились в братство Гвайт-и-Мирдайн и начали создавать предметы удивительной красоты и силы. Саурон (как мы помним, ученик Ауле) не мог пропустить такие вести мимо ушей. Именно в это время в Эрегионе появляется Аннатар – Владыка Даров. На картинках его часто изображают злым эльфом, но это совсем не так. Аннатар был поразительно красив, и ни у кого, кроме самых мудрых жителей Средиземья, не было причин не доверять ему.
Представившись посланцем Валар, Саурон-Аннатар помог Братству кузнецов ковать еще более удивительные вещи, и все это закончилось созданием Колец Власти. Саурон не забыл о своем стремлении превратить Средиземье в идеально упорядоченный мир. Приложив руку к созданию 7 колец для гномов и 9 колец – для людей, Саурон выковал Единое Кольцо, чтобы с его помощью управлять королями гномьих и людских земель.
Однако три эльфийских кольца Келебримбор выковал сам. Разумеется, Саурону это не понравилось, ведь таким образом он не мог контролировать эльфов так же, как другие народы. Возможно, если бы эльфы Эрегиона добровольно присоединились к Аннатару в этот момент и подчинились власти Единого Кольца, то все последующее безобразие могло бы и не произойти.
Но когда Саурон впервые надел свое Кольцо, Келебримбор почувствовал его влияние, и кредит доверия Аннатару резко упал. Всю дальнейшую историю можно расписывать еще долго, но вкратце ее можно назвать войной эльфов и Саурона. Несмотря на помощь Нуменора, в течение следующих столетий Саурон стал доминировать почти над всем Средиземьем (за исключением разве что некоторых нуменорских колоний и эльфийских анклавов). Он раздал кольца лидерам людских и гномьих государств и укрепил свое влияние.
Вскоре появились первые Назгул, и Саурон объявил себя Повелителем всех людей. Однако король Нуменора Ар-Фаразон не оценил такой громкий титул и объявил войну Саурону, чтобы показать, кто на самом деле настоящий Повелитель людей. Нуменорцы выставили огромную армию, но Саурон сдался без боя и оказался в плену.
Падение Нуменора и конец мечты
Дальнейшая история – один из самых интересных сюжетов, написанных Толкином! Саурон попал в Островную державу как пленник, но всего лишь 57 лет спустя при его непосредственном участии весь Нуменор оказался под водой. Саурон был гениальным политиком: он не смог победить нуменорцев в прямой войне, зато обманом заставил их уничтожить самих себя. Всего за несколько лет Саурон превратился из пленника Ар-Фаразона в главного советника, играя на страхе короля перед смертью. Он убедил короля бросить вызов Валар – и в результате Илуватар утопил весь остров.
По иронии судьбы Ар-Фаразон действительно получил желаемое «бессмертие». Он был погребен заживо в Пещерах Забвения, где ему суждено оставаться вплоть до Дагор Дагоррат – Последней Битвы. Казалось, Саурон достиг своей цели и мог переделать все Средиземье под себя. Но Запад продолжал ставить палки в колеса:
- Валар прислали Синих магов, которые начали поднимать восстания на Востоке, в глубоком тылу Саурона (об этом подробнее здесь);
- войска Последнего Союза все-таки добились победы. В последнем бою на склоне Ородруина два короля и невесть сколько гвардейцев окружили Саурона, а Исильдуру удалось отрубить палец с Кольцом. Без Кольца, главного творения Аннатара, его мечта по созданию идеально упорядоченного мира так и не смогла воплотиться в жизнь.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)