В национальных костюмах отражены все вехи становления народа, наряды не просто вещи или куски хорошей материи, а настоящий памятник самобытному прошлому.
Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Мне кажется, что знакомство со старинной одеждой любой народности – отличная возможность понять её культуру.
Хорошо когда и сегодня многие чтут народные традиции и даже иногда готовы щегольнуть в этаком костюме :-)
На груди такой черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. Слово "газырь" в переводе означает "готов".
Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. Хотя газыри нужны были для хранения патронов, которые в любой момент можно было быстро достать. Правда со временем они утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением национального костюма горцев, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.
И на свадьбах многие невесты с радостью облачаются в такие национальные наряды.
Они созданы практически вручную, а как же оригинально расшиты и украшены. Вышивка просто ювелирная, каждая строчка на своём месте.
Кстати, народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей.
Обратите внимание, что даже у кукол мастера стараются соблюдать все каноны традиций и культуры того или иного народа.
Вообще история костюма хранит разные нюансы и сюрпризы.
Вряд ли сегодня вы встретите на улице девушку в подобном сарафанчике. Да и с головными уборами в старину было всё непросто.
На Кубани не было принято полностью покрывать волосы – тщательно закрывался только верхний пучок. Многие женщины в старину приговаривали, что у хорошей свекрови сноха без шлычки и на двор не выйдет :-)
Шлычкой в те стародавние времена назывался род маленькой шапочки, состоящей из круглого донышка и узкого бортика, которая и надевалась на пучок и затягивалась шнурком.
Летом на такую шлычку женщины надевали лёгкие ситцевые или шёлковые платки, а зимой – тёплые вязаные шали.
По национальной одежде всегда можно было понять какой нации тот или иной человек. Цвета и орнамент тоже играл немаловажную роль.
Вот вы бы смогли определить по орнаменту и цветам каким народностям принадлежали такие оригинальные аксессуары?
Я вот немного запуталась.
Так например, среди женщин на Кубани было принято носить матене (кофту свободного покроя с длинными прямыми рукавами и воротником-стойкой). Их носили только замужние женщины. А вот кирасу (плотно облегающую кофту с небольшой баской до бёдер и узкими длинными рукавами), носили только молодые незамужние девушки.
И только со второй половины XIX века здесь распространился такой вид одежды, как "парочка" (юбка — кофта). В богатых семьях парочку шили из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных — из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом или бисером.
К тому же многие девушки на праздники часто надевали кубелек. Это такое платье с V-образным вырезом и красивой вышивкой. Тогда как замужние дамы носили в основном сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами.
А вы помните какие-либо названия старинной одежды своего края или области?