Откуда берутся люди, подверженные манипуляциям?
Родители в детстве закладывают в ребенка точки манипулирования, чтобы им удобно было управлять. Это можно сравнить с автомобилем. Родители поместили руль, педали, коробку переключения передач и т. д. Естественно, любой, у кого есть права и кто умеет водить, может сесть за руль и поехать. Поэтому такой человек в будущем часто становится жертвой манипуляций.
Ну и теперь, наверное, главный вопрос: как отвечать на манипуляции?
Если вы дали внутреннюю реакцию на манипуляцию, то найти подходящий ответ будет очень и очень сложно. Под внутренней реакцией я имею в виду обиду или другую эмоцию, появление которой свидетельствует о том, что манипулятор попал в точку. Вы ступаете на дорожку, которую для вас проложили. И ведет она туда, куда нужно манипулятору.
Поэтому, прежде всего, важны два момента. Первый — понимание того, как манипуляции реализуются. И я считаю, что упражнение по диагностике манипуляций, которое мы даем на курсе, уникально. Подобных в других тренингах я не встречал.
И второе — проработка точек уязвимости. То есть в процессе общения вы должны понять, что это манипуляция, и не иметь мишеней. Тогда найти приемы и подобрать слова будет совсем не сложно.
Способность отвечать на манипуляции — это навык, который нужно нарабатывать. Без диагностики и проработки мишеней вы просто не успеете вспомнить все те приемы, которые предлагают на просторах интернета.
Есть хорошая цитата: «Есть ситуации, когда играете вы, и есть ситуации, когда играют вами».
Если вы не умеете диагностировать манипуляции, то просто не поймете, что в данном случае «играют вами». После этого вы даже можете бегать счастливыми и довольными, но по факту сделали то, что от вас хотели.
Иногда встречаю мнение, что искреннее общение — это некая панацея. Иначе говоря, зачем учиться отвечать на манипуляции, если можно просто быть искренним?
Я считаю, что ситуации и люди бывают разными. Мне нравится сравнение с игрой в бадминтон. Если вы выходите на поле с ракеткой, а ваш партнер — с боксерской перчаткой, то вам, скорее всего, ракетка не поможет.
Да, я противник давления в общении. Считаю, что у нас и так агрессивный социум. И я тоже сторонник честности и искренности. Но в общении участвуют как минимум две стороны. И если одна из них использует манипуляции, например в переговорах, то вы со своей искренностью эти переговоры продуете. И вряд ли, если вы решите рассекретить человека, он скажет: «Да! Признаюсь, манипулировал. Давайте теперь говорить честно! Да будет мир!» — и пр. В реальности такое сложно представить.
Есть слово, которое мигрирует из одного резюме в другое, — «коммуникабельность». Очень многие приписывают себе это качество, подразумевая под ним способность много говорить.
На мой взгляд, коммуникабельность — это про умение быть разным и гибким. То есть в ситуации, в которой вы оказались, достигать поставленных перед собой целей.
И тогда получается, что определенная уязвимость — это одинаковость в разных ситуациях, хотя при этом вы можете быть очень общительными. Попадая в обстоятельства необычные, к которым ваш стиль не подходит, вы становитесь неэффективными.
К чему это я? Если будете всем доверять в равной степени и устанавливать со всеми подряд близкую дистанцию, то скорее всего, вы будете неэффективными.
Исключение — повторяющиеся манипуляции в общении с близкими. Здесь приемами и остроумными ответами не обойтись. Наверняка есть более глобальная проблема в отношениях. И важно поговорить откровенно, выяснить, что происходит на самом деле.
В заключении хочу сказать: чаще всего манипуляторов воспринимают как абсолютное зло. Но в манипуляции всегда участвуют двое: один ее проводит, а другой — позволяет это делать. Манипулируют тогда, когда хочется получить какую-то выгоду от человека, а рычагов давления для этого не хватает. Но ведь у жертвы манипуляций всегда есть выбор. И здесь, прежде всего, нужно задать вопрос самому себе: «А почему я ведусь на манипуляции?»