Найти тему
Полит-НН.Ру

Вяло и мало

Минэкономразвития РФ по итогам 2020 года составило рейтинг качества оказания госуслуг в электронном виде в регионах России. Позиции Нижегородской области, мягко говоря, не блестящи.

Рейтинг ожидаемо возглавляет Москва, набирая 87,81 балла из ста возможных. То есть, проблем с получением госуслуг электронном виде в столице почти нет. Доступен полный спектр – от оформления материнского капитала, записи в детский сад и получения паспорта до регистрации транспортных средств, записи на прием в МВД, предоставления результатов теста на коронавирусную инфекцию. Все работает, доступно, исполняется в отведенные законом сроки. Случаются локальные сбои, из-за которых не получилось перевалить за 90 баллов, но результат все равно впечатляет.

В десятке также находятся Московская (85,37 балла), Тульская (85,32 балла), Смоленская (83,17 балла), Ростовская (81,45 балла), Новосибирская (80,42 балла) области, Ставропольский край (79,49 балла), Белгородская область (79,2 балла), Камчатский край (76,21 балла), Удмуртия (75,36 балла). Санкт-Петербург замыкает топ-20 лучших с показателем 62,81 балла, Башкортостан находится на 25-ом месте (57,52 балла), Татарстан – на 34-ой позиции (47,76 балла). Нижегородская область в 2020 году оказалась 61-ой в рейтинге (35 баллов), ухудшив свои позиции по сравнению с 2019 годом – тогда она была 56-ая (31,93 балла).

То есть, за год сфера оказания госуслуг в электронном виде в Нижегородской области почти не развивалась. Поэтому нас значительно обошли регионы, которые в связи с новыми коронавирусными условиями  не остались на прежнем уровне, а сумели сделать несколько шагов вперед, предоставляя людям возможность подавать заявки на оформление нужных услуг онлайн, без живого присутствия, насколько это возможно. Казалось бы, стимулы и условия у всех были примерно одинаковы, однако каждый регион среагировал по-своему. В Нижегородской области прорыв в этой сфере не случился: показатели очень скромные не только на фоне столицы, но и на фоне большинства регионов ПФО.

Чего не хватает? Отчасти информированности населения о возможности подавать заявки онлайн, отчасти – владения современными гаджетами. В Москве, конечно, даже люди глубоко пенсионного возраста уже освоились с айфонами, смартфонами, планшетами и так далее. В Нижегородской области уровень доходов населения ниже, и покупка и освоение современных гаджетов идут медленнее. Однако тот факт, что нас опережают шестьдесят регионов, свидетельствует о том, что дело не только в том, что на смартфон может накопить не всякий. Очевидно, что тут еще и не наблюдается особого рвения со стороны тех, кто за предоставление услуги отвечает. Выясняется, что не все опции работают одинаково исправно. И это печально. В век развития интернет-технологий и новых возможностей, которые они открывают, Нижегородская область оказывается где-то на задворках процесса. То, что могло бы и должно бы развиваться, здесь не развивается. Где-то коронавирус стал трамплином для рывка, а у нас – оправданием, почему так вяло и мало.

Тройку наиболее слабых регионов в рейтинге составили Забайкальский край (16,1 балла), Ингушетия (7,45 балла), Крым (6,39 балла). На их фоне Нижегородская область, конечно, смотрится потрясающе. Но при этом мы проигрыванием не только Самарской области (14-ое место, 73,37 балла), которая, как и мы, считает себя очень развитой и передовой, но и Чувашии (43-е место, 42,5 балла) и Оренбургской области (53-е место, 38,82 балла), которые таких амбиций не проявляют.

Иван Измайлов