Найти тему
13-й пилот

Прости, мой первый самостоятельный!

Лучшие воспоминания об этом самолёте. Ему бы движок помощнее! Фото из сети.
Лучшие воспоминания об этом самолёте. Ему бы движок помощнее! Фото из сети.

Не помню ни одного своего первого самостоятельного вылета на самолёте. Ни в училище, ни потом — при освоении новых типов. С удивлением читаю подробности чужих ощущений в первом вылете. Может они их сразу записывали? А я не догадался. Хотя была у меня попытка вести дневник. Но сразу это бросил делать, обнаружив, что мою тетрадь читают. Теперь — жалею.

Недавно задумался, прочитав очередное душещипательное описание первого самостоятельного вылета, о причинах своего беспамятства. Плохая память? Но что-то же я помню. Радостные, позорные, страшные и смешные случаи из своей лётной жизни. А первого вылета не помню. Ни одного. Получается, что эмоциональный уровень первых вылетов был гораздо ниже радостных, позорных и т. д.? Получается, что так.

Общий училищный налёт у меня - сравнительно маленький. Это мне понятно: не умею я просить за себя. Терпеливо жду когда придёт моя очередь. Вывозную программу всегда получал минимальную. Если и были дополнительные провозки, то из-за перерывов по погоде или болезни. Однозначно — в первых самостоятельных мне было не страшно. Запомнил бы. Значит выпускали меня вовремя, вполне созревшим к самостоятельному вылету. И первый вылет меня не напрягал.

А вот во время службы в строевых частях неоднократно приходилось взлетать и садиться на мандраже. Из-за больших перерывов в полётах. Не всегда удавалось иметь хороший ежемесячный налёт.

Только вылет на МиГ-17 помню хорошо. И то, руление после первой посадки.

Был крайний час лётной смены, когда я вырулил в Багерово на свой самостоятельный вылет. Надо было сделать три полёта по кругу с проруливанием. Я торопился. Мне казалось, что мне не хватит времени. Полоса — то в Багерово была ну очень длинная. Что, впрочем, не мешало курсантам с неё выкатываться. У полосы был профиль с секретом, а у самолёта МиГ-17 тормоза были с норовом. Перегревались ленточные тормоза при неумелой эксплуатации. Поэтому у магистральной рулёжки стояла водолёйка, возле неё надо было остановиться, чтобы техник струёй охладил тормозные колодки.

После первой посадки рулил по магистральной на положенной скорости — медленно, как учили. А ветер был боковой, пришлось всё время работать тормозами. Но техника со шлангом КПМ-ки я решил проигнорировать, время поджимало. Он пожал плечами на мой сигнал и опустил шланг.

Через несколько десятков метров я развернулся на полосу. Но дорулить до неё мне не удалось. Самолёт отказался двигаться по прямой, продолжая по дуге выкатываться на траву. Включил тормоз переднего колеса, поставил педали нейтрально и зажал тормозной рычаг. Остановился на рулёжке. Мне было ясно, что одну колодку я перегрел.

Открыл фонарь и рукой помахал технику. Но он побежал ко мне сам, а мне нужна была водовозка. Пока он ко мне бежал, руководитель заметил всю эту мышиную возню. Пришлось сознаться. Получил указание выключить двигатель и ждать буксир. Так позорно меня и отбуксировали на стоянку.

Вот почему я запомнил этот первый вылет.

На следующую смену уже не игнорировал охлаждение водой колодок, останавливался. И выполнил все полёты по кругу. Но ветер боковой был опять и рулил опять на положенной скорости. После крайнего вылета останавливаться у водовозки не стал, за мной рулил коллега, которому нужно было на полосу. Но теперь мне удалось дорулить до централизованной заправки и уткнуться в отбойник передней стойкой. Техник быстро организовал окружающих и руками меня быстро поставили на место. Никто из моих инструкторов-начальников ничего не заметил. Прогресс был на лицо. Но надо было с этим позорищем заканчивать.

Кто-то из парней мне подсказал, что надо держать скорость побольше на рулении, чтобы руль направления от воздушного потока начал работать. Так я потом на этом аэродроме и делал на магистральной рулёжке. Тормоза перестал использовать. И никогда руководитель полётов замечаний по скорости руления не делал. Ну очень длинная полоса в Багерово была! Что, впрочем, не мешало курсантам с неё выкатываться.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц