Найти тему

Как распределялись немецкие самолёты между Западным и Восточным фронтами в 42-м году?

Вопрос о том, какой фронт для Вермахта был важнее, Западный или Восточный, как ни странно, до сих пор является предметом дискуссий. Правда спорят об этом скорее с целью решить вопросы политические, а не исторические. В результате простому народу забивают головы всякой чушью, не имеющей отношения к реальности.

Мне бы очень не хотелось, чтобы данные этой статьи использовались в политических спорах, поскольку в этом случае мой интерес был сугубо военно-исторический. Я всего лишь захотел посмотреть количество и типы самолётов Люфтваффе на разных театрах военных действий. Благо, есть уже подготовленные сводки на некоторые даты.

Сразу скажу, я воспользовался уже готовыми данными и не проверял каждую цифру по немецким документам. Так что некоторые недочеты могут быть, но для понимания общей картины они не столь важны. К сожалению, в тех данных, что имеются, почему-то нет информации по разведывательной авиации. Хотя есть данные по транспортным самолётам, которые я приводить не стал, так как в этом случае они точно не столь важны.

Для начала давайте возьмём 27-е июля 1942 года. Это период, когда Вермахт успешно наступал на южном участке Восточного фронта: уже пали Севастополь и Ростов-на-Дону, на следующий день будет издан знаменитый Приказ НКО СССР № 227 «Ни шагу назад!», в Северной Африке германские войска вошли в Тобрук.

-2

Всего на тот день в Люфтваффе числилось 3500 исправных самолётов, включая транспортные. Все перечислять не буду, по основным типам было: 945 одномоторных истребителей, 261 тяжелых и ночных истребителей, 249 пикирующих и 1119 средних бомбардировщиков.

Начнём с Восточного фронта. Там находилось два воздушных флота и одно командование.

1-й воздушный флот включал одну истребительную и две бомбардировочных эскадры, плюс группу пикировщиков. Всего 102 истребителя Bf.109 (71 исправный), 70 бомбардировщиков He.111H (54 исправных), 130 бомбардировщиков Ju.88A (78 исправных) и 32 (23 исправных) пикирующих бомбардировщика Ju.87D.

Всего 226 исправных самолётов.

4-й воздушный флот: три истребительных, четыре бомбардировочных эскадры, эскадру тяжелых истребителей, штурмовиков и две пикирующих бомбардировщиков.

Всего 356 истребителей Bf.109 (209 исправных), 76 тяжелых истребителей Bf.110 (35 исправных), 228 бомбардировщиков He.111H (129 исправных), 227 бомбардировщиков Ju.88A (85 исправных), 219 пикирующих бомбардировщика Ju.87D (150 исправных) и 40 штурмовиков Hs.123, из которых 19 исправных.

Всего 627 исправных самолётов.

Авиационное командование «Восток» (Luftwaffenkommando Ost) включало две истребительных и две бомбардировочных эскадры.

Всего 297 истребителей Bf.109 (156 исправных), 89 бомбардировщиков He.111H (63 исправных), 90 бомбардировщиков Ju.88A (52 исправных).

Всего 309 исправных самолётов.

-3

В Финляндии и Норвегии находился 5-й Воздушный флот, который использовался как против наших войск на Крайнем Севере, так и против конвоев, следующих в СССР.

Всего было 93 истребителей Bf.109 (70 исправных) и 26 (20 исправных) FW.190A, 12 тяжелых истребителей Bf.110 E/F (7 исправных), 108 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju.88A (90 исправных), 43 пикирующих бомбардировщика Ju.87 B/R (39 исправных), 40 поплавковых торпедоносцев и разведчиков BV.138A и He.115B/C, из которых 34 исправных.

Всего 260 исправных самолётов.

-4

Теперь отправимся на другой участок Второй Мировой войны.

На Средиземноморском ТВД находился 2-й Воздушный флот: две истребительных и четыре бомбардировочных эскадры, эскадра пикирующих бомбардировщиков и отдельные группы.

Всего 155 истребителей Bf.109 (94 исправных), 68 тяжелых и ночных истребителей Bf.110, Do.17Z и Ju.88C (32 исправных), 92 бомбардировщиков He.111H (47 исправных), 189 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju.88A (76 исправных), 83 пикирующих бомбардировщика Ju.87 из которых 42 исправных.

Всего 291 исправный самолёт.

Во Франции и Бельгии дислоцировался 3-й Воздушный флот: две истребительных и бомбардировочная эскадры, две береговых группы

Всего было 265 истребителей FW.190A (221 исправный) и 9 Bf.109G-1 (8 исправных), 4 тяжелых истребителя Ju.88C (исправный 1), 49 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju.88A (29 исправных), 122 бомбардировщика Do.217 (95 исправных), 30 бомбардировщиков He.177A (16 исправных), 20 патрульно-противолодочных самолётов FW.200C, из которых 11 исправных. Всего 381 исправный самолёт.

И, наконец, в самой Германии и в Дании находилось авиационное командование «Центр» (Luftwaffenbefehlshaber Mitte), в составе которого было одна эскадра дневных и четыре эскадры ночных истребителей.

Всего было 148 истребителей FW.190A (116 исправных), 52 ночных истребителя Do 217 (22 исправных), 23 ночных истребителя Ju.88C (14 исправных) и 203 ночных истребителя Bf.110, из которых исправных было 153.

Всего 311 исправных самолётов.

-5

Таким образом получается, что против СССР (включив авиацию в Норвегии и Финляндии) было задействовано на эту дату 1422 исправных боевых самолёта, а на других театрах военных действий их было 983.

Как легко увидеть, несмотря на активные действия в Северной Африке, большая часть немецкой авиации летом 1942 года всё ещё была сосредоточена на Восточном фронте.

Ситуация изменится через год, но этому я посвящу уже следующую статью. Так что не забудьте подписаться на мой канал, пока же рекомендую вам почитать:

Главная загадка о потерях Люфтваффе