Изначально моя подруга Олеся искала работу на должности бухгалтера, однако увидела на популярном сайте вакансию "Интервьюер на телефоне" без какой-либо конкретики. Как узналось позже, работа была в организации, которая является партнером ВЦИОМ и проводит различные опросы по их заданию.
Все интервью проходят в дистанционной форме. Есть программа, которая случайным образом выбирает номер телефона из огромной базы. В момент звонка у оператора па мониторе открывается анкета - владельца номера телефона. Если опрашиваемый согласился ответить на вопросы, то начинается сам опрос. Вопросы либо уже с ответами, из которых нужно выбрать один, либо со свободным ответом, т.е. ответ на усмотрение опрашиваемого. Задача моей подруги Олеси (оператора) - отметить и записать все со слов опрашиваемого. Доведенные до конца опросы оформляются в анкете и отправляются на проверку другим людям. Что они с ними делают не знаю, но очень много вопросов некорректны. Например, открытые вопросы, где опрашиваемый сам произносит ответ в свободной форме. Операторы полученный ответ должны подогнать к одному из имеющемуся (известные только им), но эти ответы никак не имеют общего смысла с полученным. В таких случаях приходится отмечать "затрудняюсь ответить". Также, достаточно вопросов, которые сами по себе давят на людей, ограничивая их мнение и последующий ответ.
80% людей отказываются участвовать в опросе. За 11-часовой рабочий день в среднем успешных анкет у оператора 15-20. Откуда берутся номера телефонов и данные их владельцев неизвестно, учитывая что опросы проводит организация, сотрудничающая с ВЦИОМ, являющаяся коммерческой.
Темы опросов выбираются ВЦИОМ как заказчиком. После анкетирования операторы отмечают в программе статус анкеты - успешно, перезвонить, не подходит, ошибка связи, неверный номер - и через секунду появляется следующий звонок. Оператор не выбирает кому он будет звонить, за него это делает компьютер. Основные темы анкетирования - политика и социальная сфера жизни населения.
70% опрашиваемых отвечают грубо, 10% просто отказываются. Остальные либо хотят помочь, либо от нечего делать. За 7 месяцев работы подруге встречалось лишь несколько людей, которые действительно хотят высказать свое мнение. Частенько звонки операторов застают людей в разных ситуациях - кто-то рыдает, кто-то находится на праздничном мероприятии, кого-то только что разбудили и прочее.
Во время опросов операторов контролируют руководители в офисе, которые могут прослушивать разговоров. Все разговоры проходят в строго определенном формате. За три отступа от формата беседы полагается штраф. Он небольшой, но тем не менее.
Самый интересный проект был на тему одобрения внесенных поправок по выходу на пенсию - так называемая "Пенсионная реформа". Так вот, до этой реформы одобрительно к действиям властей относилось примерно 7 из 10 опрошенных. После реформы - уже 4 из 10. Больше всего недовольных в Москве и Санкт-Петербурге.
Не все ответы операторы могут зафиксировать, потому что в анкете мало строк, куда можно это записать. Или можно выбрать только один ответ. Если опрашиваемый много наговорил, оператор не может вырвать фразы из контекста, которые ему понравились. Приходится переспрашивать, уточнять и объяснять, что "можно выбрать/назвать только два варианта" (например).
В завершении скажу, что опрашиваемые очень часто и очень много критикуют власть. Жаль, что не все удается зафиксировать в анкете, но аудиозаписи разговоров есть, и их слышит руководство и заказчики из ВЦИОМ.