Просматривая сюжет об отшельниках Лыковых, решила узнать, как они оказались на Алтае. Оказалось, что представители старообрядческого рода пришли в Сибирь из Нижегородской губернии и обосновались сначала в Тюменской области, на реке Исеть. А дальше отдельная ветвь семьи переселялась на Алтай. Шесть семей перебрались в верховья реки Абакан. До 1930-х годов семья Лыковых (Карп и Акулина) проживала там в небольшой деревеньке Тиши.
Потом начнутся скитания. Видно, многое повидал Карп Осипович, если не доверял всевозможным советским начальникам, уводя свою семью каждый раз всё дальше по реке Большой Абакан, запутывая следы.
Почему не стал занимать для многих соблазнительную должность охранника Алтайского заповедника? Есть на то и духовные причины: завещание матери держаться подальше от людей, спасаться в пустыне. А есть и отношение скитников к власти и причины не доверять ей.
Вот небольшая зарисовка из книги воспоминаний Олега Волкова «Погружение во тьму» о кержацких деревнях.
Уже в начале 60-х гг. писатель побывал на месте своей последней ссылки в Красноярском крае, но уже по доброй воле, – отправившись в писательскую командировку.
Он бродит как охотник со своей собакой в бору по берегу Сыма (приток Енисея). Здесь он рассматривает остатки покинутого лагпункта, принадлежавшего Сибирскому лагерю особого назначения. Автор восстанавливает в памяти устройство лагпункта, то там, то здесь натыкается на подтверждение своего предположения. Поневоле он сам представляет себя лагерным лесорубом в тайге, зависящим от недоброй воли распоясавшегося начальства.
И тут лай его собаки: показался знакомый охотник из кержацкой деревни на реке Колчиме, притоке Сыма.
Он отщепенец, говорит автор, растерявший веру, давно «сделался сельским активистом и кооператором». К нему автор и отправится погостить по его приглашению.
А попутно скажет, что жители деревни после поражения белых ушли в лесные укрытия. Новая власть преследовала веру, а затем заставляла объединяться в колхозы. Так образовались скиты. Но и их век был недолог:
«При Сталине выловленных скитников карали сурово, главарей расстреливали; после него – лишь сселяли и объявляли неисправными налогоплательщиками».
А вот справка из археографической экспедиции в старообрядческие скиты 70-х гг.
С 1929 г. происходит массовое закрытие сельских церквей в крае, передача зданий в ведение сельсоветов для использования их под культурно-просветительные учреждения, начинаются репрессии против крестьянства. Это вызвало большую миграционную волну среди населения. Боясь раскулачивания, люди бросали обустроенные заимки и уезжали в Сибирь, в Красноярский край, в частности на золотые прииски в п. Ольховка, в город Минусинск, где находили временный приют в женском монастыре. Источник: https://mu-pankratov.livejournal.com/480359.html
Вот и объяснение. Было отчего бежать Лыкову, к тому же ставшего свидетелем убийства младшего брата Евдокима нквдешниками в 30-е гг.! Какие тут договоры с властью!
Еще больше материала о книге Олега Волкова "Погружение во тьму" в статьях канала:
Почему 30 лет отсидевший в лагерях Олег Волков отказался от выплаты "реабилитированному"?
Миссия - рассказать о правде (Олег Волков)