Найти тему

СОЛНЕЧНОЕ НОВОЛЕТИЕ. Щедрый Вечер, Окончание Святок - 16 января 2021

Сразу отметим: какого-либо единого "славянского" календаря не было. Отсчет месяцев Нового Года у разных народов мог вестись от зимнего солнцестояния или весеннего равноденствия, как с привязкой к различным фазам луны, так и без. Ранние церковные летописи вызывали немало вопросов в связи с разной датировкой отсчета начала новых лет. В этой статье рассмотрен вопрос начала Новолетия солнечного круга во взаимосвязи с первым новомесячьем и окончанием зимних Святок.

Все обряды, связанные с наступлением солнечного Новогодия, наши далекие предки увязывали не только с солнечным, но и с лунным циклом. Церковь постоянно боролась с традиционно народным временем встречи Новолетия, связанного с появлением молодого месяца: "… чтобы не превращалась встреча Нового года в какое-то языческое, безбожное действие, не превращалась в воспоминание о каких-то языческих циклах, лунных календарях…" (А.Ганаба, 1).

Все обряды, связанные с наступлением солнечного Новогодия, наши далекие предки увязывали не только с солнечным, но и с лунным циклом. Церковь постоянно боролась с традиционно народным временем встречи Новолетия, связанного с появлением молодого месяца: "… чтобы не превращалась встреча Нового года в какое-то языческое, безбожное действие, не превращалась в воспоминание о каких-то языческих циклах, лунных календарях…" (А.Ганаба, 1).

Время от последнего новолуния, предшествующего зимнему солнцестоянию до Новца, следующего после него — это период "закрытия" старого солнечного года и встречи нового.
"Установленная нами тенденция передвижения начала "просинца" к середине декабря справедлива для конца I тысячелетия н. э.; в первые же века нашей эры, то есть до расселения славян, зимнее солнцестояние приходилось на 19–21 декабря, и, следовательно, "просинец", начинавшийся с первого после этого новолуния, в большей мере распространялся на январь, "сечень" — на февраль и т. д.: хотя и в ту эпоху никогда границы месяцев праславянского календаря не совпадали с границами юлианского календаря" (Гусев В. Е., 2).

В Заонежье продолжительность периода "Свадебников" (после Крещения) традиционно рассматривали с привязкой к будущей Масленице, ориентируясь по времени ясно видимого полнолуния, после которого начинался отсчет новомесячий: "Если полнолуние приходилось на Крещение, то следующий период календаря, "свадебница", бывал длинным, если на Рождество, то коротким" (Логинов К. К.: "Русский народный календарь Заонежья": 3). Объяснение простое: за рождественским (25 декабря) полнолунием необходимо было ждать ещё, самое большое, две недели до новца, первого месяца солнечного года и "свадебник" был непродолжительным. Если же полнолуние ожидалось на Крещение (6/19 января), то новолуние начиналось за две недели до него и "свадебный" период был более долгим. До Масленицы оставалось ещё два новолуния.

-2

День Зимнего солнцестояния, таким образом, сопровождается обрядами, связанными только с возрождением Солнца, но не является отправной точкой, приуроченной к встрече Новолетия. Осуждая [декабрьские] Календы, Иоанн Златоуст укоряет Христиан в том, что "… они вѣрятъ, что если проведутъ новолуніе сего мѣсяца въ удовольствіи и весельи, то и цѣлый годъ будетъ для нихъ такимъ же" (Снегирев И. М.: 4). То есть Златоуст исходит из того, что Новый год в народной традиции начинается не с солнечного "поворота", а с Новолуния. Отсюда, из этой предновогодней ночи появляется гоголевский черт, "укравший" Луну, которому "последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей".

О связи Новолетия с новцом говорят и церковные запреты, озвученные на вселенских соборах. "Валсамонъ, въ толкованіи на 62 прав. Собора Труллскаго, упоминаетъ о бывшемъ въ его время суевѣрномъ празднованіи въ первые дни 1 енваря, (послучаю обновляющейся будтобы въ это время луны)" (5).

-3

Хождение за водой перед появлением молодого месяца и последующее её использование в обережной маги отличается от "водосвятий" после безлунного времени, хотя они и следуют друг за другом. Переселенцы в Сибирь, русские и украинцы за водой ходят ночью, до восхода солнца, обращаясь к хтоническим силам, Богам земного и подземного мира. Совершая переход в иномирье, за "живой" водой, туда и обратно, костров не разжигают, освещение не используют. "… Воду до восхода солнца приносил в дом мужчина, а хозяйка зачерпывала ее кружкой через порог. Здесь видим отражение древнейших представлений о семантическом значении порога как границы между "своим" и "чужим" миром" (Золотова Т. Н.: 6). В это же время происходят гадания и иные магические ритуалы у прорубей.

Фиксированные даты последующих наложений — 1 января (ст.стиль, Новый год, св. Василия, обрезание Господне) "втянули" в себя обрядность, которая ранее была приурочена к солнечно-лунному календарю славян. Васильевский (Щедрый) вечер, или день Василия Кесаретского по современному календарю приходится на 13 января. Между тем, как отмечает И.П.Калинский (7), "щедрый" вечер в народной традиции ранее не был привязан ни к 1 января, ни к обрезанию, ни к крещению и имел иной сакральный смысл: "… навечеріе Богоявленія извѣстно […в южной Руси…] подъ именемъ крещенской коляды или щедраго вечера", и "Нѣкоторые изъ обычаевъ наканунѣ Богоявленія не имѣютъ христіанскаго значенія". Да и само празднование Нового года с "перваго генваря" было введено государственным указом лишь с 1700 года, после чего заполнено нашими предками святочными ритуалами.

©Виктор Крескин. По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: © "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции

Ссылки:

1. Благовестите день от дне. Проповеди. Протоиерей Александр Ганаба. – Подольск, ОАО «Подольская фабрика офсетной печати», 2016

2. Гусев В. Е. Очерки славянской культуры. Письма. Статьи. Доклады. Полевые материалы. — СПб.: РИИИ, 2012

3. Кижский вестник. 2004, вып. 9. — Петрозаводск, 2004

4. Снегирев И. М. Русскiе простонародные праздники и суевѣрные обряды. Вып. II. — М., Университетская типографiя, 1838

5. Вологодскiя епархiальныя вѣдомости. 1866, №14. — Вологда, 1866

6. Золотова Т. Н. Традиционный праздничный календарь восточнославянского населения Зауралья и Западной Сибири. — Омск, 2016

7. Калинский И. П. Церковно-народный мѣсяцесловъ на Руси. — СПб., 1877
Подписывайтесь на статьи о народных праздниках, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм