Найти в Дзене

Инвентаризация от А до Я

Оглавление

Нужно правильно проверить и учесть основные средства, ценные бумаги, НМА и иные активы и обязательства? Читайте материал - научим.

Основная цель инвентаризации — проверка соответствия данных бухучета фактическому положению дел. Проверять надо все от оборудования и зданий до готовой продукции.

Сначала надо составить приказ, определить состав инвентаризационной комиссии (или комиссий) из числа как сотрудников компании, так и сторонних людей. Комиссия ведет работу в присутствии материально ответственного лица (МОЛ).

Без МОЛа ничего спросить с него будет нельзя - лишь зафиксировать результат.

Первое. Основные средства

Перед инвентаризацией у вас должно быть:

  • инвентарные карточки, описи и прочие регистры аналитического учета (на бумаге или электронные);
  • техпаспорта или другая техдокументация на основные средства (ОС);
  • документация на все сданные или принятые в аренду и на хранение ОС.

Пример. Предприятие сдает в аренду две нефтекачалки, а бухгалтер хочет прийти для их подсчета. Это сделать нельзя, ведь инвентаризацию не проводят на территории другого хозяйства.

Для проверки сданного в аренду имущества можно действовать так:

  • выполнить проверку по документам;
  • заранее прописать пункт в договоре аренды и договориться с арендатором, чтобы он пустил вас к себе проверить имущество;
  • выполнить учет ОС на основании копии выписки из инвентаризационной ведомости арендатора (также нужен пункт в договоре аренды).

Задача инвентаризации ОС — убедиться, что ОС имеются и способны функционировать для получения экономической выгоды.

Второе. Долгосрочные активы к продаже

С прошлого года действует правило, по которому те объекты ОС, что организация хочет продать, надо переводить в разряд предназначенных для продажи. Они не подлежат амортизации, должны числиться ОС и отображаться в балансе в другой статье.

Их возможно увидеть документации, где есть решение о продаже.

Пример. Совет директоров принял решение закрыть цех по производству ведер, продать оборудование, уволить персонал. Протокол заседания отображает весь процесс и подтверждает наличие оборудования.

Инвентаризация также позволяет корректно сформировать баланс, для этого выделяют продаваемое имущество. Обязательно надо убедиться в том, что имущество будет зафиксировано документами, к примеру, отдельной описью.

К долгосрочным активам к продаже также относят предназначенные для продажи материальные ценности, материалы, запасные части и др.

Третье. Нематериальные активы

-2

В процессе инвентаризации нематериальных активов (НМА) проверяют:

  • существование документации, подтверждающей права компании на их использование;
  • корректное отражение НМА в балансе.

Если был зарегистрирован товарный знак на товар, но несколько лет его не выпускаете, необходимо списать этот НМА с баланса в ходе инвентаризации.

Четвертое. Имущество на хранении

Инвентаризируют запасы и иные виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухучете, в том числе объекты на ответственном хранении, арендованные и др.

В случае ответственного хранения можно хранить чье-либо имущество или принять его на время давальческой переработки. Можно хранить имущество на своем складе по причине наличия претензий по качеству. Для этих объектов создайте отдельные описи и назначьте МОЛ.

Все имущество попадает под инвентаризацию вне зависимости от права собственности .

Пятое. Ценные бумаги

В случае с ценными бумагами надо смотреть:

  • соблюдение правил их оформления;
  • реальна ли стоимость;
  • фактическое наличие (сравнить с данными бухучета в 1С онлайн);
  • корректность отражения в учете доходов, полученных по ним.

При наличии векселей и облигаций проверяйте их срок действия, суммы, жив ли векселедатель.

Шестое. Расчеты

Инвентаризацию расчетов проводят по всем контрагентам. Дебиторы и кредиторы показывают расчеты друг с другом в цифрах, которые считают правильными и показывают в бухучете. По полученным заемным и кредитным средствам долги отражают с учетом процентов, которые должны быть уплачены на конец отчетного периода.

Пример. Вы отправляете контрагенту сверку, при этом акты, платежки, накладные, счета-фактуры у вас на руках. Контрагент парирует, что не помнит какой-то акт. Это можно не принимать в расчет, а только то, в чем считаете себя правым. Для всего остального есть суд.

Важно помнить главное: должно быть совпадение расчетов в бухгалтерских документах и фактических обстоятельств.

Седьмое. Товары в пути

Сразу пример. Вы купили товар, он приедет он через несколько месяцев. Товар в дороге, но право собственности уже у вас. Эти объекты надо проверять по документам и по сверкам в любом месте: в аэропорту, на вокзале и др.

Восьмое. Резервы

В ходе инвентаризации надо проверить правильность и обоснованность сформированных резервов:

  • на предыдущую выплату отпусков;
  • на выплату награды за выслугу лет;
  • на выплату награды по результатам годовой работы.

Резерв на предстоящую выплату отпусков надо уточнить с учетом числа дней неиспользованного отпуска.

Существуют обязательные резервы, скажем, для предприятий без права на упрощенный расчет. Для организаций с правом упрощенного расчета требование по резервам рекомендовано. Алгоритм формирования этих сумм пропишите в учетной политике.

Если говорить о резерве на гарантийный ремонт, то нужно проверять наличие сумм, общую правильность начисления на 31 декабря календарного года. Важно: резервы проверяют вплотную к новому году.

При выявлении недостачи или поврежденного имущества виновный сотрудник обязан компенсировать затраты работодателя.