Нужно правильно проверить и учесть основные средства, ценные бумаги, НМА и иные активы и обязательства? Читайте материал - научим.
Основная цель инвентаризации — проверка соответствия данных бухучета фактическому положению дел. Проверять надо все от оборудования и зданий до готовой продукции.
Сначала надо составить приказ, определить состав инвентаризационной комиссии (или комиссий) из числа как сотрудников компании, так и сторонних людей. Комиссия ведет работу в присутствии материально ответственного лица (МОЛ).
Без МОЛа ничего спросить с него будет нельзя - лишь зафиксировать результат.
Первое. Основные средства
Перед инвентаризацией у вас должно быть:
- инвентарные карточки, описи и прочие регистры аналитического учета (на бумаге или электронные);
- техпаспорта или другая техдокументация на основные средства (ОС);
- документация на все сданные или принятые в аренду и на хранение ОС.
Пример. Предприятие сдает в аренду две нефтекачалки, а бухгалтер хочет прийти для их подсчета. Это сделать нельзя, ведь инвентаризацию не проводят на территории другого хозяйства.
Для проверки сданного в аренду имущества можно действовать так:
- выполнить проверку по документам;
- заранее прописать пункт в договоре аренды и договориться с арендатором, чтобы он пустил вас к себе проверить имущество;
- выполнить учет ОС на основании копии выписки из инвентаризационной ведомости арендатора (также нужен пункт в договоре аренды).
Задача инвентаризации ОС — убедиться, что ОС имеются и способны функционировать для получения экономической выгоды.
Второе. Долгосрочные активы к продаже
С прошлого года действует правило, по которому те объекты ОС, что организация хочет продать, надо переводить в разряд предназначенных для продажи. Они не подлежат амортизации, должны числиться ОС и отображаться в балансе в другой статье.
Их возможно увидеть документации, где есть решение о продаже.
Пример. Совет директоров принял решение закрыть цех по производству ведер, продать оборудование, уволить персонал. Протокол заседания отображает весь процесс и подтверждает наличие оборудования.
Инвентаризация также позволяет корректно сформировать баланс, для этого выделяют продаваемое имущество. Обязательно надо убедиться в том, что имущество будет зафиксировано документами, к примеру, отдельной описью.
К долгосрочным активам к продаже также относят предназначенные для продажи материальные ценности, материалы, запасные части и др.
Третье. Нематериальные активы
В процессе инвентаризации нематериальных активов (НМА) проверяют:
- существование документации, подтверждающей права компании на их использование;
- корректное отражение НМА в балансе.
Если был зарегистрирован товарный знак на товар, но несколько лет его не выпускаете, необходимо списать этот НМА с баланса в ходе инвентаризации.
Четвертое. Имущество на хранении
Инвентаризируют запасы и иные виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухучете, в том числе объекты на ответственном хранении, арендованные и др.
В случае ответственного хранения можно хранить чье-либо имущество или принять его на время давальческой переработки. Можно хранить имущество на своем складе по причине наличия претензий по качеству. Для этих объектов создайте отдельные описи и назначьте МОЛ.
Все имущество попадает под инвентаризацию вне зависимости от права собственности .
Пятое. Ценные бумаги
В случае с ценными бумагами надо смотреть:
- соблюдение правил их оформления;
- реальна ли стоимость;
- корректность отражения в учете доходов, полученных по ним.
При наличии векселей и облигаций проверяйте их срок действия, суммы, жив ли векселедатель.
Шестое. Расчеты
Инвентаризацию расчетов проводят по всем контрагентам. Дебиторы и кредиторы показывают расчеты друг с другом в цифрах, которые считают правильными и показывают в бухучете. По полученным заемным и кредитным средствам долги отражают с учетом процентов, которые должны быть уплачены на конец отчетного периода.
Пример. Вы отправляете контрагенту сверку, при этом акты, платежки, накладные, счета-фактуры у вас на руках. Контрагент парирует, что не помнит какой-то акт. Это можно не принимать в расчет, а только то, в чем считаете себя правым. Для всего остального есть суд.
Важно помнить главное: должно быть совпадение расчетов в бухгалтерских документах и фактических обстоятельств.
Седьмое. Товары в пути
Сразу пример. Вы купили товар, он приедет он через несколько месяцев. Товар в дороге, но право собственности уже у вас. Эти объекты надо проверять по документам и по сверкам в любом месте: в аэропорту, на вокзале и др.
Восьмое. Резервы
В ходе инвентаризации надо проверить правильность и обоснованность сформированных резервов:
- на предыдущую выплату отпусков;
- на выплату награды за выслугу лет;
- на выплату награды по результатам годовой работы.
Резерв на предстоящую выплату отпусков надо уточнить с учетом числа дней неиспользованного отпуска.
Существуют обязательные резервы, скажем, для предприятий без права на упрощенный расчет. Для организаций с правом упрощенного расчета требование по резервам рекомендовано. Алгоритм формирования этих сумм пропишите в учетной политике.
Если говорить о резерве на гарантийный ремонт, то нужно проверять наличие сумм, общую правильность начисления на 31 декабря календарного года. Важно: резервы проверяют вплотную к новому году.
При выявлении недостачи или поврежденного имущества виновный сотрудник обязан компенсировать затраты работодателя.