Самый будоражащий, самый неприятный из поджанров фильмов ужасов - это боди-хоррор (или органик-хоррор, биохоррор). В них человек - это кусок мяса, состоящий из плоти и крови. Тело тут становится пристанищем монстров, болезней и деформаций. А зрителю приходится прочувствовать ужас своего физиологического существования и задаться вопросом, делает ли человека человеком его тело, или нечто большее.
У всех нас есть тела. И порой переход от юного тела к дряхлому и немощному - это вопрос небольшого времени, случайного случая или болезни. Именно это воплощают в себе боди-хорроры.
Одним из самых значимых фильмов этого жанра является "Восставший из ада" 1987 г. Это психосексуальный хоррор, рассказывающий классическую историю любви. Мы видим человека, который приобретает тело буквально из ничего, питается телами жертв и надевает на себя кожу собственного убитого брата. В этой ленте потустороннее и плотское объединено в единое целое. Фильм переполнен трансгрессивными садомазохистскими образами, БДСМ культурой и темной эротикой.
Но самым ярким мастером боди-хорроров является Девид Кроненберг. Он снял "Сканеры" 1981 г. и "Видеодром" 1983 г., в которых исследуются самые потаенные страхи о хрупкости наших тел. Режиссер рисует карикатуры на общество, где аморальные гедонисты становятся жертвами собственных желаний. Мы видим, как безумство приводит к разложению биологических тел людей. Мать Девида Кроненберга умерла от рака и в его фильмах очень часто тело превращается в монстра, восстающего против своего носителя и лишающего жизни.
В 1986 г. во время эпидемии СПИДа вышел фильм "Муха". В нем показано как генетический код человека срастается с кодом мухи. Сначала это дало главному герою новые силы, а потом разрушило его тело. Свойственная нам всем деградация и старение - это настоящий хоррор, который неприятно даже наблюдать, не то что переживать.
Однако не все боди-хорроры - это истории про разложение и деформацию тела. Привлекательные, сексуальные тела тоже могут быть источником ужаса.
В ленте "Побудь в моей шкуре" 2013 г. мы видим как за личиной привлекательной женщины скрывается нечто хищное. Героиня Скарлетт Йохансон является собирателем тел, завлекающим мужчин и передающих их на съедение инопланетным существам.
В свою очередь японский хоррор"Кинопроба" 1999 г. демонстрирует, что физическая красота может стать мишенью для хищников. Мужчина обманываем красивую женщину и она извращенно, несоразмеренно мстит ему.
Боди-хорроры нередко становятся метафорами актуальных социальных проблем, которые свойственно замалчивать и табуировать.
"Лихорадка" 2002 г. стала жутко реалистичным фильмом, отображающим отношение общества к больным и зараженным смертельными болезнями людям. Сюжет фильма рассказывает о группе друзей, которые изолируются друг от друга и в конечном итоге убивают, боясь что тоже заразятся плотоядной бактерией.
В фильме "Общество" 1989 г. темы классовой эксплуатации и инцеста воплотились в историю о богатом сословии, буквально пожирающем бедных людей. Секс и смерть тут становятся единым целым. В этом фильме можно увидеть самую дискомфортную и извращенную сцену оргии, в которой тела множества людей переплелись в единое безобразное целое. Моральная деформация высшего класса получила тут физиологическое проявление.
Одним из самых мерзких боди-хорроров до сих пор является лента 1932 г. выпуска - "Уродцы". В нем нам показывают цирк уродов, множество людей с физиологическими деформациями. Красивая акробатка, которая их ненавидит, но выходит замуж за одного из них для того, чтобы завладеть состоянием кажется воплощением морального уродства, противопоставленного физическому уродству. Но в конечном итоге мы видим, что люди с уродливыми телами являются настоящими злыми монстрами.
Но есть и обратные истории. Например, "Человек-слон" 1980 г., снятый Девидом Линчем. Эта лента рассказывает о том, как уродец становится другом британской аристократии. Главный персонаж является воплощением доброты, а фильм провозглашает идею, что главное - не то, что снаружи, а то, что внутри.
Боди-хорроры - отвратительные и мерзкие. Но они позволяют нам задуматься о предрассудках, которые мы испытываем по отношению к людям с физическими отклонениями. Задуматься о нашем отношении к сексу и половым различиям. Задуматься о наших страхах в отношении болезней и заражений. Задуматься о том, насколько наше бытие определяется нашей телесностью. Наша человеческая природа - одновременно прекрасна и ужасна...
Источник информации - документальный сериал "История хоррора с Элаем Ротом".
А какой боди-хоррор вам нравится? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )