Найти тему
Психолог из детсада

Воспитатели в медицинских масках стали больше жестикулировать. Как это отражается на общении с детьми

Ношение медицинских масок в детских садах сейчас обязательно для воспитателей и родителей. В связи с этим заметила одну особенность, которая появилась в плане коммуникации взрослых с детьми. Воспитатели стали больше жестикулировать, то есть применять приемы невербального общения.

Некоторые воспитатели со старшими дошкольниками специально обговаривают некоторые невербальные знаки
Некоторые воспитатели со старшими дошкольниками специально обговаривают некоторые невербальные знаки

Объясню на таком примере.

Воспитатель средней группы выкладывает перед детьми дидактическую игру. Все с интересом смотрят на игровое поле, кроме худенького подвижного Коли.

Это почти неговорящий мальчик, с неустойчивым истеричным поведением. Несколько раз на дню он бессознательно ищет поводы чтобы взвинтить свою нервную систему до нужной разрядки: крика, плача. После истерики он затихает, становится достаточно спокойным на несколько часов. Этот тип нервной системы называют еще лабильным. Созревает такая система крайне неравномерно.

Не обращая внимания на все «завлекательные слова» со стороны воспитателя, Коля встает, начитает бесцельно ходить по группе.

Воспитатель решает не прерывать начало игры из-за одного «выпавшего» воспитанника. Ведь дети только начинают понимать ее суть. Предлагает Коле взять его любимую машину.

Но мальчик никак не реагирует, на то, что его окликают по имени, предлагают ему интересное дело. Смотрит несколько секунд на воспитателя, затем равнодушно отворачивается.

Этот воспитанник тот еще провокатор. Он начинает прыгать на пол с детского диванчика, а меньше чем через минуту решает взобраться на детскую кухню. С неё прыгать выше, а значит куда интереснее.

От идеи, до ее осуществления проходит доля секунды. Коля взлетает на кухонную столешницу.

Воспитатель встает, но понимает, что не успеет добежать до мальчика, чтобы прыжок предотвратить. Ведь любое движение в свою сторону ребенок воспримет как сигнал поскорее прыгнуть, пока не запретили:

– Коля осторожненько слезай, подходи ко мне. Смотри, что у меня для тебя есть.

Мальчик смотрит, но не понимает, откуда исходит знакомый для него голос и по выражению его лица видно, что он не понимает, что ему говорят.

Воспитатель в это время начинает, как падающая снежинка на утреннике: расставив руки, плавно садиться на корточки, при этом говорит что-то успокаивающее.

Подражая ее движениям, Коля спускается на пол. Воспитатель машет ему рукой, подзывая этим жестом к себе.

Опасный прыжок удалось предотвратить.

Не смотря на истеричность поведения, Коля слушает и любит этого воспитателя. Но слова педагога в данной ситуации он не понимал. Этому слабо говорящему ребенку недостаточно слышать слова. Такие дети отслеживают еще мимику и артикуляцию говорящего. А эти сигналы для него скрыты под медицинской маской.

Фонетико-фонематическое развитие дошкольников несовершенно. Они больше опираются на зрительные сигналы
Фонетико-фонематическое развитие дошкольников несовершенно. Они больше опираются на зрительные сигналы

Описанный случай – не единичный. Дети действительно стали нас хуже воспринимать в масках. Они не с первого раза понимают инструкцию к заданию, не останавливаются в опасной для них ситуации. Например, на прогулках несутся, сломя голову. Как сказала одна коллега:

– Хоть флагом перед ними маши в опасный момент.

А вы испытываете какие-то сложности при соблюдении масочного режима в детском саду? Насколько у вас с этим строго?

Еще из набюдений:

Слова из профессионального сленга работников детского сада

Делюсь советами, наблюдениями, историями из практики. Приглашаю присоединиться. Подписывайтесь, ставьте лайки.

Такие статьи, как сегодня собираются по хэштегу #житейские истории психолога из детсада