Найти тему

"Ералаш", который мы потеряли

Оглавление

Плохие новости, друзья - умер многолетний художественный руководитель и основатель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский. Бяка на букву "К" продолжает косить наши нестройные ряды и Борис Юрьевич стал очередной жертвой коварной заразы.

Если честно, то Позавчерашние новости думали, что "Ералаш" скончался ещё лет пять назад, но, обратившись к интернету и телевизору, ваш автор был немало так удивлен - последняя серия вышла в 2019 году, правда зрелище представляла унылое (а может автор вырос и перестал воспринимать юмор киножурнала).

Вступительная песня настолько заразна, что после первого же взгляда на эту картинку,  в голове крутится её мотивчик
Вступительная песня настолько заразна, что после первого же взгляда на эту картинку, в голове крутится её мотивчик

Но ведь раньше "Ералаш" был крут и смотреть его сбегались все - и дети, и их родители. Поэтому сегодня на канале материал о том, каким был "Ералаш" и почему скатился. Встречайте - "Ералаш", который мы потеряли.

Если же вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Бодрый старт

А началось всё с Аллы Суриковой и "Фитиля", точнее "Фитиль" был несколько раньше. Для тех, кто не застал (хотя последние выпуски "Фитиля" вышли относительно недавно - в 2004 году), напоминаю, что был такой сатирический киножурнал для взрослых, высмеивающий негативные явления в жизни страны Советов - пьянство, разгильдяйство, бюрократию, тунеядство и прочие нехорошие вещи. Поскольку культура в СССР, в первую очередь, несла воспитательные задачи (а не отмыв денег, как это водится нынче), то что-то вроде "Фитиля" рано или поздно должно было быть снято и для детей.

И вот весной 1972 года эта идея, наконец вызрела в голове режиссера Аллы Суриковой и была отправлена на рассмотрение аж в ЦК КПСС. Там, почитав предложение Суриковой и почесав за ухом, согласились с тем, что воспитание молодежи - это главнейшая задача Партии, а кино - всё так же - главнейшее из искусств, и создали на базе киностудии имени Горького специальную студию, которая занималась бы детским "Фитильком".

Грачевский, Хмелик и какой-то улыбающийся бородатый мужик
Грачевский, Хмелик и какой-то улыбающийся бородатый мужик

Туда выписали Бориса Грачевского в качестве директора и Александра Хмелика в качестве сценариста. Они быстро нашли общий язык, сменили название программы (ералаш, по Ожегову - беспорядок, сумятица, путаница, беспорядочная смесь чего-либо, чем, собственно и был сборник короткометражек) и начали творить по 6 выпусков в год. Тогда "Ералаш" был именно киножурналом - снимался в киноформате 16:9 и показывался перед сеансами в кинотеатрах. Восторг рабочих масс был необычайным, журнал пользовался огромной популярностью, снимались там лучшие советские актеры, и, что самое главное, журнал ненавязчиво учил советских детей разумному, доброму, вечному.

И медленное угасание

Но куда проще было приучать детей к вечным ценностям строителей коммунизма через телеэкран - и с 1986 года, когда журнал перешёл на формат 4:3, он стал чаще транслироваться на центральном телевидении, на Второй программе. Стоит сказать, что и тогда тележурнал собирал у экрана мальчишек и девчонок, а так же их родителей - качество выпусков оставалось на прежнем уровне.

Но, ко временам распада Союза Грачевский с Хмеликом, как говорится, поисписались. Примерно с 1994 года начались самоповторы сюжетов, там где не было повторов, начиналось абсурдное утрирование и серьезные, вроде бы взрослые актеры, занимались какой-то чушью (Безруков, к примеру, кричал ишаком).

Но, что удивительно, именно "Ералаш" 90-х стал трамплином для многих нынешних звёзд шоу-биза. Наталья Ионова (Глюкоза), Сергей Лазарев, Юлия Волкова, Александр Лойе - всех их открыл именно "Ералаш". Влад Топалов, Лена Катина и Настя Задорожная принимали участие в записи вступительной песни. В "Ералаше" впервые как актер засветился и Максим Галкин, а чуть позже - и Александр Ревва.

Эпический был пацан. Жаль сейчас как-то подзатерялся.
Эпический был пацан. Жаль сейчас как-то подзатерялся.

В это время "Ералаш" постоянно скитался по телеканалам - с РТР переехал на ТВ-6, а оттуда - на ОРТ, где и существовал до 2013 года на постоянной основе, а после - лишь в новогодние праздники. После 2013 года "Ералаш" прописался на "Карусели", но выпуски того периода стало грустно смотреть - концепт программы не поменялся, а вот создатели сильно постарели (а в 2001 году умер Хмелик). Становилось больше абсурда, показанное на экране всё больше отрывалось от реалий современности. Грачевский, оставшись в творческом одиночестве, то ли не хотел, то ли не мог понять, что его детище требует кардинального обновления.

В итоге, "Ералаш" 10-х был уже мало кому нужен, кроме самого Грачевского - бюджет его постоянно снижался, качество падало и, по большому счету, тележурнал было впору закрывать, как морально устаревший - и именно это, думаю, его теперь и ждёт.

А жаль, хорошее детство было с "Ералашем"!

-4