Найти тему

Музыка и мозг: настоящий эффект Моцарта

Обучение музыке с раннего возраста может повысить образовательные успехи детей, и эффект часто длится всю жизнь. На этой неделе мы рассмотрим преимущества для мышления от изучения игры на музыкальном инструменте.

Изучение музыки повышает образовательные успехи.

Учиться играть на музыкальном инструменте – это богатый опыт, который мобилизует и тренирует многие области мозга, которые задействованы во внимании, рабочей памяти, слушании, эмоциях и движении.

Многочисленные исследования указывают на то, что дети, которые изучают музыку и практикуются регулярно, склонны к тому, чтобы опережать своих музыкально необученных сверстников в классе. У них превосходящие навыки чтения, словарный запас, восприятие звука, рабочая память и математические способности.

Одно такое исследование, проведённое Надин Гааб, исследователем лаборатории когнитивной нейробиологии при Бостонском детском госпитале, сравнило две группы детей от девяти до двенадцати лет, половина из которых брали частные уроки по музыке в среднем в течение пяти лет. Дети играли на целом ряде инструментов, включая пианино, скрипку, гитару и барабаны, и практиковались в среднем 3,7 часа в неделю.

Музыкально обученные дети проявили повышенные результаты в некоторых аспектах исполнительных функций (высокоуровневые процессы мышления), таких как мыслительная гибкость (умственная способность переключаться между размышлением над двумя разными идеями), рабочая память и скорость обработки информации. «Поскольку исполнительное функционирование это серьёзный предвестник успехов в учёбе, даже больший, чем коэффициент интеллекта, мы думаем, что наши выводы имеют серьёзное образовательное значение, – говорит Гааб. – Наши выводы указывают на то, что обучение музыке может действительно помочь устроить детям лучшее учебное будущее».

Директор Школы Музыки Форте, Пол Миатт, провёл более 20 лет, обучая детей начиная с трёхлетнего возраста играть на пианино. Он видит, как эти выводы отражаются на его учениках. «У многих моих ребят хорошо идут дела в школе, и те, кто учатся музыке, не нуждаются в дополнительных занятиях по математике и чтению, – говорит Миатт. – Изучение музыки похоже учит их отступать назад и смотреть более глобально на сложную проблему, подступать к ней под разными углами. Они имеют способность сосредоточиться, думать быстро и работать в многозадачном режиме».

Исполнение музыки на публике развивает эмоциональную устойчивость

В отличие от типичной учебной программы начальной школы, формальное музыкальное обучение требует от детей выступать с сольными концертами. Сольные выступления вживую или игра в группе могут временами быть стрессом, но подверженность лёгкому стрессу позволяет детям преодолевать его обессиливающее влияние. Прививка против стресса, как известно, жизненно важна для построения эмоциональной устойчивости.

Миатт соглашается: «Музыкальные выступления учат детей покорять страх и идти на риск. Они формируют как их уверенность в себе, так и устойчивость. Немного тревоги – это хорошо, а также это нечто, что будет нередко случаться в жизни. Начало процесса её преодоления заблаговременно зачастую делает её меньшей проблемой впоследствии. Способность идти на риск необходима, для того чтобы ребёнок полностью развил свой потенциал».

Уроки могут простираться на всю жизнь

Навыки, воспитанные ранним обучением музыке, могут сохраняться на всю жизнь, и изучение пожилых музыкантов показывает, что у них более крепкая память, более сосредоточенное внимание и более быстрая обработка информации мозгом, чем у взрослых, никогда не игравших на инструменте.

«Музыкальная деятельность – это привлекательная форма мыслительной тренировки мозга, и теперь мы видим прочные доказательства пластичности мозга от занятий музыкой не только в молодых мозгах, но и в более старых мозгах тоже», – говорит Гавин Бивельман, соавтор нового канадского исследования, опубликованного в Журнале Нейробиологии. Исследование обнаружило, что взрослые преклонного возраста, которые имели музыкальное воспитание, показали превосходящие мыслительные способности по сравнению с необученными музыке взрослыми.

Исследования Бильдеман и Гааб пополняют растущие доказательства того, что музыкальное воспитание не только даёт молодым развивающимся мозгам мыслительный подъём, но и то, что эти мозговые улучшения простираются и до преклонного возраста.