К современному искусству и абстрактным его течениям предпочитают относиться с большой долей скептицизма. Люди считают, что присутствие размытости в настоящем искусстве недопустимо, а его «шедевры» должно быть понятными для аудитории. В настоящих произведениях искусства должна присутствовать некая «элитарность», которая часто напрямую ассоциируется с самим словом «искусство». Так «Черный квадрат» Малевича не прошел общественный ценз. Видите ли не несет собой культурной ценности с глубоким замыслом.
Мы иронизируем над работами современных художников, кидаясь репликами: «Я тоже так могу!» и поражаемся их коммерческой стоимости, хватаясь за сердце: в работах присутствует пустота, которая выполнена в нынче «модной технике» - «детские каракули» или «рукожопство».
С помощью абстракции художники передают чувств и внутренний мир. Говорят: «Чужая душа – потемки», так и художник пытается завуалировать свои чувства в этом многообразии красок, иногда нелепых мазках и формах, давая возможность каждому из нас проникать вглубь полотна самостоятельно, познавая себя через призму сплетения красок. Каждый новый контакт с полотном вызывает новый поток энергии, эмоций и чувств. Известный арт-критик Джерри Зальц, говоря о абстрактных художниках, назвал их «буддийским телевидением», потому что в них можно вглядываться и думать над ними бесконечно, зачастую уходя в нирвану. И с этим нельзя не согласиться.
Но подталкивают на поиск смысла, культурной ценности и художественной техники исполнения в картинах не только абстрактные полотна, но и присутствие сексуальных мотивов. Казалось бы, наше общество уже абстрагировалось от секса, как от чего-то грязного и негативного, а «моралисты» СССР доживают свой век, но каждое второе полотно вызывает волну негодования. А если секс еще подан и в абстрактном виде – держись, художник, готовь укрытие!
Однако, это не всегда так. Мы уже говорили до этого, что абстракции – акт выражения чувств, ощущений и эмоций для художника, в то время как секс, в адекватном смысле, это не только удовлетворение своих животных инстинктов, но и акт выражения чувства любви, нежности, потока энергии. (Кстати, про поток энергии, чувствуете пересечение с буддизмом и медитацией?) В этом можно разглядеть удивительное, но очень удачное сплетение техники и темы для работ художников. Тема секса всегда индивидуальная и очень личная, потому раскрывать такие истории из жизни через абстракции является абсолютной нормой.
Картины на тему секса часто обходятся стороной, причем необязательно в этом случае это должно прямо изображаться на картине. Достаточно бывает одного названия. Для примера мы обратимся к картине воронежской художницы-абстракционисту Анне Волковой и ее серию картин «Первый секс». Если понаблюдать за реакцией людей даже молодого возраста, то мы можем увидеть их смущение, негодование при взгляде на работу художницы несмотря на то, что картина не выполнена в ярких, кричащих, возбуждающих оттенках. К примеру, зачастую, мы можем увидеть абстрактные работы с изображение обнаженной пары, выполненные в красных, синих, желтых тонах, то на нее обращается достаточно много внимания: ее вешают в своих спальнях (возможно, это особый вид талисмана на интимные дела), ее покупают раскрашивать, как картину по номерам. Странно то, что отторжения такая работа не вызывает, и ее считают нормальной, можно сказать даже, психически здоровой и адекватной.
Работы же Волковой выполнены в светлых пастельных и розовых тонах, которые не олицетворяют негативный первый сексуальный опыт, а напротив подчеркивают взросление героини, добавляют поток нежности, трепета, чувственности, романтики и любви, в которой это все происходило. Белый цвет подчеркивает чистоту происходящего. Добавление цвета фуксии добавляет недостающее в этой композиции ощущение возбуждения и экстаза, а коричневые тона символизируют засохшую кровь первого секса.
Как мы видим, художник вкладывает свои чувства и ощущения в работу, передавая ее через, непонятное на первый взгляд, абстрактное полотно. Абстрактные полотна притягивают к себе тем, что они отдергивают нас от реальности и переносят в мир ощущений, воспоминаний и зачастую уже давно забытых чувств, открывая собой все новые смыслы при каждом очень личном соприкосновении с полотном.
Автор текста: Юлия Шматова