Помимо своей экономической политики Израиль интересен тем, что широко распространены мнения о его нелегитимности как государства и якобы о страшных военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершаемых против мирных палестинцев. Когда - нибудь будет разговор и об этом, а сейчас рассказ о том, как либеральные реформы спасли и развили экономику столь ненавистной многими страны.
Краткое описание: 30 лет Израиль находился под властью социалистов, чья политика привела к гиперинфляции и опасно высоким государственным расходам. В дальнейшем началась медленная экономическая либерализация, уменьшившая инфляцию практически до нуля, которая не остановилась до сих пор. Сейчас Израиль — стабильно развивающаяся страна первого мира с низким уровнем безработицы. До сих пор левые идеи полностью не отпускают Израиль, но их влияние с каждым годом становится всё меньше и меньше. Можно с почти что стопроцентной уверенность заявить — либерализм здесь победил.
Ну а теперь немного подробнее.
Вскоре после военной победы над Османской Империей и её изгнания с территорий нынешних Израиля и Палестины, находящихся под её контролем более 300 лет, 2 ноября 1917 года была провозглашена декларация Бальруфа, положившая начало британскому мандату в Палестине.
В 1922 году Лигой Наций было официально подтверждено и вступило в силу в 1923 году британское правление Палестиной. Затем в течение периода, длившегося до 1948 года, была разработана структура будущего государства Израиль.
В течение этого периода экономическому росту способствовали миграция и приток капитала — крайне печальное положение евреев в Европе, особенно на территориях Германии и оккупированных ею территориях способствовали колоссальному увеличению численности еврейского населения Палестины — с 56 до 650 тысяч. В этот период времени арабская и еврейская экономика развивались практически бессвязно и последняя ушла в большой отрыв от первой — НДП (НДП = ВВП — амортизация) на душу населения у евреев вырос в 8,5 раз и начал превышать арабский в 2,5 раза.
2 апреля 1947 Британия обратилась к ООН с просьбой разобраться с палестинскими вопросом. Арабам не понравилось решение Генеральной Ассамблеи и вскоре между ними и евреями началась гражданская война. 14 мая 1948 года после взятия евреями под контроль большей части территории Палестины было провозглашено государство Израиль, а 11 мая 1949 он был принят в ООН.
Никаких сложностей с созданием политической структуры государства не возникло, ведь подготовка к этому длилась 27 лет и в январе 1949 года состоялись первые выборы в Кнессет (парламент), большинство в котором заняли социалистические сионистские партии, а премьер - министром Израиля стал Бен Гурион. Вплоть до 1977 года большинство в парламенте было за коалициями из демократических социалистов и социал - демократов.
После гражданской войны Израиль столкнулся с глубоким экономическим кризисом, вызванным не только последствиями войны, но и необходимостью принять более полутора миллионов евреев - беженцев с Ближнего Востока и Европы. С 1949 по 1959 Израиль проводил программу жёсткой экономии, включающей жёсткий контроль цен и нормирование.
Однако со всем этим Израиль смог справиться, ведь разбирался со своими проблемами отнюдь не в одиночку. В 1952 году Израиль и Западная Германия подписали соглашение, согласно которому Западная Германия должна была заплатить Израилю за преследование евреев во время Холокоста и компенсировать еврейское имущество, украденное нацистами. В течение следующих 14 лет Западная Германия выплатила Израилю 3 миллиарда марок (что эквивалентно 111,5 миллиардам долларов США в современной валюте). Репарации стали решающей частью доходов Израиля, составивших 87,5% дохода Израиля в 1956 году. К тому же Израиль сильно зависел от экономической помощи со стороны США. Поступления из этих источников были инвестированы в проекты развития промышленности и сельского хозяйства, что позволило Израилю стать экономически самодостаточным.
С точки зрения собственности экономика в период социализма была разделена на три сектора: частный, государственный и Гистадрут (Всеобщая федерация трудящихся Израиля). Гистадрут, головная организация профсоюзов, быстро стала одним из самых могущественных социальных институтов в Израиле. Хотя предприятия, принадлежащие Гистадруту, в целом вели себя как частные фирмы, коллективный характер организации труда препятствовал своевременной кончине экономически неэффективных предприятий. Фирмы государственного сектора принадлежали местным властям и квазигосударственным органам, таким как Еврейское агентство.
Сектор услуг Израиля оказался полностью под контролем правительства и Гистадрута. Кооперативы, связанные с Гистадрутом, практически достигли монополии в таких областях, как общественный транспорт, а также производство и сбыт многих сельскохозяйственных продуктов. Еврейское агентство приобрело два крупных банка Израиля, которые вместе составляли 70 процентов банковской системы, а две крупнейшие страховые компании принадлежали (и в 1988 году продолжали оставаться) Гистадрутом.
Важность правительства и Гистадрута не ограничивалась сектором услуг. Они также все активнее участвовали в промышленном секторе. В то время как процент предприятий, принадлежащих государственному сектору и секторам Гистадрута в 1972 году, составлял менее 2,5 процента, их доля в общей занятости в промышленности составляла 27 процентов. Точно так же их доля в общем объеме промышленного производства в 1972 году составляла 34 процента. Такая ситуация продолжалась до 1988 г, когда были начаты обсуждения по снижению государственного контроля над деловой деятельностью.
В период с 1948 по 1972 год ВНП Израиля рос в среднем более чем на 10 процентов в год. Однако, что было уже сказано раньше, это очень легко объясняется немецкими репарациями, помощью США, кредитами и займами, а также, конечно же, колоссальным притоком населения из стран Ближнего Востока и Восточной Европы. Никакой заслуги социалистов в этом, соответственно, нет. Инфляция в этот период держалась в разумных пределах, бюджет при этом испытывал дефицит торгового баланса, составляющего в среднем 20% от ВНП в период 1960 — 1964.
Однако, счастье длилось не очень долго — 1973 год стал роковым для израильского социализма. Высокие военные расходы в совокупности с резким повышением цен на нефть замедлили экономический рост с 9,7% в период до 1972 до 3,4% в год в течение 1973 — 1988 годов. Расходы на оборону возросли до 25% от ВНП, а одни только прямые потери из - за нефтяного кризиса составили 12 миллиардов долларов. Но данный список напастей вовсе не являлся исчерпывающим.
Помимо этих внешних потрясений, экономика должна была приспособиться к значительному увеличению расходов на внутренние программы социального обеспечения в начале 1970-х годов. В ответ на внутренние социальные волнения правительство внедрило крупномасштабные социальные программы по улучшению образования, жилья и социальной помощи городской бедноте. Эти программы были разработаны до 1973 года, но были реализованы после того, как экономика начала стагнировать. И это было не самым удачным решением — если до этого года инфляцию удавалось сдерживать в пределах 10% в год, то теперь она возросла до ≈35%, вследствие необходимости для правительства профинансировать свои расходы путём печати денег и выдачи займов.
Несмотря на постоянное ухудшение ситуации, правительство Израиля ни на шаг не отошло от своей политики, что привело к необходимости и дальше разгонять инфляцию с целью покрыть возросшие расходы (однако, даже инфляция не решила проблемы бюджетного дефицита, достигшего в 1983 году рекордных 35%). Из - за инфляции в соответствии с законом о поощрении капитальных вложений 1967 года, предусматривающем денежные гранты и долгосрочные ссуды под 6,5% годовых, а также сниженные налоги, реальная процентная ставка по долгосрочным займам стала близка к -30 процентов годовых. А общая сумма субсидий по долгосрочным займам достигла максимума в 35 процентов в 1977 году. Нетрудно догадаться, что это привело к чрезвычайному замещению рабочей силы капиталом.
Социалисты проиграли в 1977 году, и самое большое число мест получила либеральная партия Ликуд (но отнюдь не большинство и даже не 40%). Перед этим социалисты добились хоть и самого высокого в истории Израиля экономического роста, но объясняется это приростом населения — новое населения вливается в экономику либо сразу, либо максимум через 20 лет в том случае, если это результат не миграции, а естественного прироста. И то, что волны миграции окончательно прекратились после 90-х по большей части объясняет почему нынешний экономический либерализм Израиля способствует не такому высокому экономическому росту, как это было при социализме. И нельзя забывать про ранее упоминаемые репарации от ФРГ.
Пришедшее к власти коалиционное правительство с небольшим перевесом в пользу правого блока начало нерешительные дерегуляционные реформы, однако из - за сопротивления профсоюзов они не смогли снизить госрасходы, составившие в 1980 году колоссальные 95% от ВВП. Тогда военные расходы составляли 20% от ВВП, тогда как сейчас они составляют примерно 10% ВВП, а общие государственные расходы не превышают 40%. Инфляция в это же время ускорилась ещё сильнее, достигнув своего максимума в примерно 400% к 1984 году. Тем временем в 1981 году самое большое число мест в парламенте снова получил Ликуд и премьер - министр остался таким же и от той же партии, как и с 1977 года — Менахем Бегин от партии Ликуд.
Помимо растущей инфляции и гигантских госрасходов в это время Израиль столкнулся с ещё одной проблемой — крахом фондового рынка 1983 года: в 1970-е годы Банк Хапоалим и его главный управляющий Яаков Левинсон начали контролировать курс акций банка на Тель-Авивской фондовой бирже — они рекомендовали своим клиентам инвестировать в акции банка, обманным путем создавая видимость того, что цены на акции банка будут расти бесконечно. Эти инвестиции позволили банку увеличить доступный капитал для вложений, ссуд и т.д. Для этой же цели банк выдавал щедрые ссуды, чтобы позволить своим клиентам продолжать инвестиции, также получая сверхприбыль из - за огромного роста цен акций. Другие банки присоединились к этой практике — в конце концов, все крупные банки манипулировали курсом своих акций таким образом.
Сам банк Хапоалим был основан и управлялся до 1983 года Гистадуртом (в 1983 он был национализирован, а приватизирован в 1996). Именно профсоюзы положили начало дальнейшему банковскому кризису.
Махинации стали возможными в значительной степени благодаря структуре собственности на банки. Банк Хапоалим контролировался Гистадрутом, многие другие — религиозными организациями. Например, организация "Хапоэль ха-Мизрахи" владела контрольным пакетом акций банка "Ха-Мизрахи".
Главными менеджерами банков обычно были члены правящих политических партий, в особенности альянса социал - демократов и лейбористов (המערך), а также разных религиозных партий, которые, кстати, в 70-е годы склонялись в левую сторону (сейчас религиозные организации прошли с начала 80-х путь от левоцентризма до правых и крайне правых позиций, но это случилось сильно позже банковского кризиса. Религиозные партии в Израиле обычно занимают позицию парламентского большинства).
Этому способствовала и структура капитала израильского рынка. В течение нескольких лет после появления еврейского государства правительство использовало банки как канал для привлечения капитала и инструктировало их, как инвестировать свои средства. Такой уровень контроля в сочетании с контролем над процентными ставками позволил правительству эффективно, как бы сказали либертарианцы, "делать деньги из воздуха", заставляя банки покупать государственные облигации. Также обычно банки предполагали, что, поскольку ссуды основным игрокам израильского рынка, таким как кибуцы, соответствовали желаниям правительства, правительство будет гарантировать эти ссуды, что ещё больше мотивировало их заниматься раздуванием экономического пузыря, ведь это давало им дополнительную уверенность в том, что они не прогорят. А как было сказано ранее, из - за ставок по ссудам в 5% и инфляции в 40% это было просто невероятно прибыльно.
По этим причинам банки использовали такие инвестиции для выпуска все большего и большего количества акций, пока в начале 1980-х годов акции банков не составляли более 90% всех выпущенных акций на фондовом рынке. Полученный таким образом капитал они использовали для выдачи по новому кругу новых ссуд и инвестиций. Банки росли в геометрической прогрессии, открывая сотни новых отделений и нанимая тысячи новых сотрудников.
Все регулирующие органы были хорошо осведомлены об этом, но, за исключением незначительных предупреждений, которые менеджеры банков проигнорировали, они ничего не сделали с этим и даже не предупредили общественность. А тем временем сложившийся экономический пузырь становился всё более угрожающим, а его поддержание всё менее прибыльным. Доходность сверх индекса потребительских цен от инвестиций в акции банков снизилась с 41% в 1980 году до 34% в 1981 году и до 28% в 1982 году. Другие варианты инвестирования, особенно покупка долларов США, становились все более привлекательными, и банкам приходилось переводить все больше и больше средств из своих офшорных налоговых гаваней, чтобы поддерживать иллюзию надёжности инвестирования в их акции.
2 октября 1983, в первый торговый день после праздника Суккот, население продало больше банковских акций, чем за весь сентябрь.
5 октября биржа снова открылась с огромных продаж акций, а 6 октября 1983 года, получившего прозвище «Черный четверг», произошел ещё больший натиск продаж. Было ясно, что крах будет в самое ближайшее время, поскольку банки заявили в тот день, что не смогут абсорбировать дополнительные поставки без государственной помощи.
Следующей ночью было решено, что правительство купит акции банков у населения, чтобы предотвратить потерю их инвестиций. С 9 до 24 октября биржа оставалась закрытой.
Непосредственными последствиями кризиса стали потеря трети государственных инвестиций в банки и национализация правительством крупнейших и в дальнейшем приватизированных банков на общую сумму в 6,9 миллиарда долларов, тогда как весь ВВП Израиля в 1983 году составлял около 27 миллиардов долларов. Против руководителей крупнейших банков были заведены уголовные дела.
Излишне об этом говорить, но 7 января 1985 года Кнессет принял решение о создании национальной комиссии по расследованию. Комиссию возглавил судья Моше Бейски, 16 апреля 1986 года комиссия предоставила свои выводы.
Комиссия Бейски пришла к выводу, что кризис октября 1983 года был прямым результатом махинаций с акциями. В отчете комиссии также было сказано, что регулирующие органы действовали халатно и безответственно.
В 1985 году Кнессет в ответ на ужасающее положение экономики, к которому также относился, что не упоминалось ранее, госдолг в 163% от ВВП, принял план экономической стабилизации, разработанный членом одной правоцентристской партии Ицхаком Модаи и будущим главным экономистом Всемирного Банка Майклом Бруно. После реализации этого широкомасштабного плана стабилизации, который объединил всех основных игроков израильской экономики того времени (правительство, профсоюзы и центральный банк) инфляция была успешно доведена до уровня ниже 20% менее чем за два года.
Рализация плана стабилизации начала вводить бюджетные ограничения за счет сокращения государственных расходов, повышения налогов и отмены субсидий. Эти меры сочетались с жёсткой ограничительной денежно-кредитной политикой, ведущей к повышению процентной ставки и установлению кредитных лимитов для экономики. Были приняты другие непопулярные политические меры, такие как замораживание заработной платы в рамках пакетного соглашения между правительством, Гистадуртом и работодателями, временный контроль цен и переход на фиксированный обменный курс после значительной девальвации в начале программы. План стабилизации увеличил свободу Банка Израиля управлять и проводить денежно-кредитную политику, которая была необходима для прекращения инфляции. Это было достигнуто в рамках закона «О непечатном производстве», который запрещал правительству финансировать дефицит бюджета путем печатания денег. Эти шаги впоследствии заложили основу для независимой и эффективной денежно-кредитной политики.
Введение Стабилизационного плана в 1985 году привело к резкому сокращению дефицита государственного бюджета - примерно с 14% ВВП до введения в действие Плана стабилизации (в 1984 году) до профицита, а затем и до дефицита значительно меньшего размера, что привело к постепенному сокращению государственного долга. Первые два года после введения стабилизационного плана характеризовывались ростом ВВП, стабильным уровнем занятости и сбалансированным государственным бюджетом, в этот период также наблюдался рост уровня безработицы, в первую очередь из-за мер по повышению эффективности в деловом секторе. 1988 и 1989 годы характеризовывались экономическим спадом, поскольку деловой сектор адаптировался к новой экономической реальности после успеха плана по стабилизации. План стабилизации в дальнейшем сопровождался открытием экономики для импорта, либерализацией валютного рынка, уходом правительства с рынка капитала, приватизацией государственных предприятий, отменой контроля над ценами и прочими рыночными реформами.
Дополнить успехи либерализации можно т.н. "индексом Мельника", отражающему бизнес - активность в стране. Он включает в себя такие показатели как индекс промышленного производства, выручку от торговли, индекс импорта, а также количество рабочих мест в деловом секторе. С 1985 по 1994 он вырос в 1.5 раза, а с тех пор — в 2.5 раза.
В целом, в настоящий момент под контролем израильского государства находятся по большей части такие отрасли, которые не приватизированы практически нигде в мире — космическая, ж/д перевозки, услуги ЖКХ, разработки оружия. Что интересно, в 2004 году Кнессет принял закон, разрешающий создание частных тюрем, что могло бы сделать Израиль четырнадцатой страной в мире, использующих частные тюрьмы, однако в 2009 году Верховный суд признал этот закон неконституционным. Впрочем, и без приватизации тюрем сегодняшний Израиль является достаточно либеральной страной, занимающей 26 место по уровню экономической свободы, находясь на уровне Южной Кореи.
Израиль занимает 22 место по ИЧР, а ВВП на душу населения превышает среднемировой показатель в 2.8 раз, а темы роста ВВП на душу населения не уступают периоду социализма, несмотря на отсутствие огромных репараций и эффекта "низкого старта" на данный момент.
Ну и после плана экономической стабилизации напоследок необходимо рассказать о таком замечательном человеке как Биньямин Нетаньяху.
На первом сроке в качестве премьер - министра под его руководством правительство начало продавать свои акции в банках и крупных государственных компаниях. Нетаньяху также значительно ослабил строгий валютный контроль Израиля, позволив израильтянам вывозить неограниченную сумму денег из страны, открывать счета в иностранных банках, держать иностранную валюту и свободно инвестировать в другие страны. В течение следующих премьерских сроков и на должности министра финансов он снизил предельную ставку подоходного налога с 64% до 44%, а ставку корпоративного налога — с 36% до 18%, пенсионный возраст был повышен и для мужчин и для женщин, масштабы социального обеспечения и прочих государственных расходов были сокращены. В результате этого отношение долга к ВВП упало со 102% до 80%, а показатели безработицы снизились аналогичным образом. При нём Израиль смог выйти из рецессии, вызванной второй Интифадой (восстанием палестинцев), а таже избежать удара кризиса 2008 года, сохранив в этот период положительный рост ВВП и невысокий уровень безработицы. В общем, Нетаньяху сделал многое, чтобы перейти к более рыночной экономике (сама заслуга заключается не в этом факте, а в том, что при нём был стабильно высокий экономический рост, его политика доказала эффективность именно на практике). И это не считая его достижений во внешней политике.
Подытоживая, на примере Израиля можно чётко увидеть, какая экономическая политика к каким последствиям приводит, а также сделать соответствующие выводы. Израиль прошёл сложный путь от социализма к либерализму, став одной из самых богатых стран в мире и теперь вы знаете, на ком лежит ответственность за успехи, за провалы, и какие существуют перспективы у дальнейшего развития Израиля.
Автор — Алп Йюзбашиоглу
Источники информации:
https://www.britannica.com/place/Israel/Industry
https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Israel
https://eh.net/encyclopedia/a-brief-economic-history-of-modern-israel/
https://web.archive.org/web/20111217093126/http://mezia.co.il/articles/?idmsg=1663
http://countrystudies.us/israel/65.htm
https://ru.theglobaleconomy.com/Israel/Inflation/
https://mfa.gov.il/MFA/AboutIsrael/Economy/Pages/ECONOMY-%20Inflation%20and%20the%20Public%20Sector.aspx
https://en.wikipedia.org/wiki/Bank_Hapoalim
https://en.wikipedia.org/wiki/1983_Israel_bank_stock_crisis
https://en.wikipedia.org/wiki/Bank_Leumi
http://www.heritage.org/index/country/israel
http://themelnickindex.blogspot.com/2019/12/the-melnick-state-of-economy-index-rose.html?m=1
https://www.haaretz.com/israel-news/business/70-years-on-thoughts-on-israel-s-imperfect-capitalism-1.6011475
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Private_prison
https://tradingeconomics.com/israel/gdp-per-capita
https://rsf.org/en/ranking
https://freedomhouse.org/countries/freedom-world/scores
https://www.forbes.com/sites/taxanalysts/2015/11/13/netanyahus-economic-reforms-and-the-laffer-curve/amp/