Обмен - один из величайших элементов связи между людьми в обществе. Если бы не было обмена, не могло бы существовать и какой-либо экономической системы, не могло бы сложиться цивилизации, да и в принципе человек вряд ли бы выжил без него. Природа обмена легла в основу денежно-товарных отношений, а следовательно не сформировались бы сначала феодализм, потом капитализм, социализм итд. итп. В данной статье я коснусь темы природы обмена и денежно-товарных отношений.
Для начала стоит объяснить, что такое товар и в чем его функции. Этим вопросом экономисты занимаются от Адама Смита до Карла Маркса и Мюррея Ротбарда. Ещё Марксом был выведен термин "товарный фетишизм", заключающийся в подсознательном взгляде человека на товар, когда человек, даже не разобравшись, требуется ли ему данный товар говорит: "Это столько стоит". То есть, предположим Саша видит слиток золота, в его подсознании существует убеждение, что слиток золота стоит условно 100000 $. При этом он не рассуждает, а нужен ли ему данный слиток. Для него это очевидный факт. Но давайте изменим ситуацию: забросим Сашу на необитаемый остров совсем одного без каких-либо условий для нормального проживания. Ему потребуется выживать, для чего ему обязательно будет нужно, например, мясо. В данном случае, если он найдет золотой слиток, то он для него будет совершенно бесполезен, так как золото не способно его прокормить, а вот если он найдет мясо, то для него оно будет также ценно, как и золото в обычных условиях. Этот метод называется методом Робинзона Крузо. Он наглядно доказывает, что подсознательное убеждение в цене того или иного предмета лишь фетишизм, а ценность товара для человека определяется потребностью данного товара для него, следовательно главная функция товара - удовлетворение потребностей человека. На этом и зыблется один из основных тезисов капитализма: "Есть спрос - есть предложение": если у ряда лиц есть потребность например в хлебе то и компании будут тратить больше средств на производство хлеба и будут делать лучшие предложения на хлеб, чтобы люди стремились его купить, а люди в свою очередь будут искать лучшие варианты и покупать хлеб, чтобы удовлетворить свои потребности в хлебе. Следовательно цель всего этого процесса - удовлетворить потребность человека, следовательно удовлетворение потребности человека и есть главная функция товара.
Таким образом, мы разобрались с самой природой товара, теперь разберёмся с обменом, так как именно в ходе обмена обмениваются этими самыми товарами.
Для начала нам нужно разобраться, при каких условиях обмен может произойти. А основное условие, собственно говоря, одно: потребность обеих сторон в данном обмене. Вы, возможно, сейчас спросите про равноценность. Со времён Аристотеля при обмене (особенно прямом) ставился вопрос: "А стоит ли один товар другого?". То же самое высказывал Маркс в первой главе "Капитала", где он рассказывает про меновую стоимость. Короче говоря, суть такого вопроса в том, что если, предположим, 5 рыб меняется на 2 булки, то они равноценны. Но это не так. На самом деле если сторона А согласилась принять 2 булки, а сторона Б согласилась принять 5 рыб, то А ценит 2 булки больше чем 5 рыб, они ей нужнее. То же самое и с Б. Таким образом, при обмене основным условием является не равноценность, а потребность сторон в товарах, которые они получают. Это доказывается и аргументами приведенными мною выше. Учитывая то, что основная функция товара - удовлетворение потребности человека, то обмен может произойти, если он удовлетворит потребности всех сторон.
Но все это конечно больше касается бартера, то есть прямого обмена. При прямом обмене одна вещь меняется на другую и все. В этой ситуации перед сторонами обмена встают две проблемы. Первая - проблема неделимости. Предположим, Майкл построил дом, для чего он использовал рабочих. Возникает вопрос, чем расплачиваться с рабочими: частями дома, неиспользованными деталями? Или, например, Том хочет обменять машину на рыбу, доски и бумагу. Как ему это сделать: поделить машину на три части? Конечно, проблема неделимости касается не всех товаров, некоторые могут делиться, но тут наблюдается вторая проблема - несовпадения потребностей. Предположим, у нас есть учитель истории и он хочет получить от рабочего на заводе детали. Для того, чтобы учитель мог это сделать, рабочий должен испытывать потребность в уроках, а он их может и не испытывать, из-за чего обмен становится невозможным. Из этого можно сделать вывод, что прямой обмен крайне неэффективен и нужны другие методы обмена.
Таким другим методом является косвенный обмен. Заключается он в том, что человек, который не смог достичь соглашения в одном прямом обмене, производит другой для получения товара, который лично ему не нужен, но нужен для проведения неудавшегося прямого обмена. Продемонстрирую наглядно. Предположим, Иван хотел в обмен на хлеб получить у Василия яблоки. Но Василию хлеб не нужен, ему нужны доски. Тогда Иван идёт к Дмитрию, у которого есть доски и который готов обменять их на хлеб. Они производят обмен, хоть Ивану доски и нужны лишь для того, чтобы получить яблоки. И он спокойно производит обмен с Василием.
Тем не менее, подобный косвенный обмен тоже страдает от проблем прямого, так как в его рамках происходят стандартные прямые обмены. Для того, чтобы он работал хорошо, необходимо универсальное средство, которое нужно всем и может использоваться как средство обмена во всех случаях. Таким средством являются деньги.
Для начала, важно отметить традиционную ошибку, совершаемую при изучении денег и их природы. Очень часто на вопрос "Что такое деньги?" люди отвечают, что это абстрактная единица. Всё совершенно не так. Деньги - это товар, такой же товар, как и мясо в магазине. Единственное его отличие в том, что он используется как средство обмена, тем самым удовлетворяя человеческую потребность в совершении обмена. Из этого следует, что феномен "товарного фетишизма" работает и здесь.
Многие при упоминании слова "деньги" представляют зелёную бумажку с изображением Франклина, но это в корне неправильно. На самом деле, деньгами может быть и соль (так было в России на протяжении долгого времени), главное чтобы оно обладало высокой конвертируемостью. Если кто-то назовёт кусок древесины деньгами, это ещё ничего не будет значить, так как для того, чтобы он стал деньгами, нужен долгий процесс в результате которого древесина утвердится как универсальное средство обмена. Золото стало крупнейшим средством обмена не потому, что так кто-то сказал, а потому, что в ходе исторического процесса утвердились различные качества золота, которые позволили ему стать деньгами.Таким образом, основным качеством, которое делает товар деньгами является высокая конвертируемость.
Исходя из этого, мы можем понять, как же определяется ценность денег. Она является результатом бесконечных меновых отношений на рынке. Представим, что деньгами является золото. Условно, 5 досок обмениваются на 10 унций золота, 3 куска мяса - на 3 унции. Исходя из этого, делаем вывод, что в такой ситуации 1 унция золота обменивается на 1/2 часть доски и 1 кусок мяса. Это очень важно понять, так как из этого вытекает важнейшее значение денег: именно благодаря ним люди получают возможность сравнить стоимости различных товаров, так как все меновые отношения выражены в деньгах. По этой причине развивается система цен, благодаря которой предприниматели получают возможность совершать расчёты. Это значение системы цен принципиально важно для рынка, наличие денег как общего знаменателя всех цен принципиально важно. Таким образом, мы делаем важный вывод: без денег не может существовать ни рыночная, ни какая-либо другая экономика, ни нормальный обмен в общем. Деньги - кровь рынка.
Источники: М. Ротбард "Государство и деньги", К. Маркс "Капитал", Ф. Хайек "Дорога к рабству", ну и Адам Смит так как без него этого всего бы не было.
Автор — Фёдор Ратин