Во время учёбы в Берлине под руководством Курта Левина Блюма Зейгарник написала дипломную работу, в которой отразила результаты проведенного эксперимента. В ходе эксперимента она выявила, что незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Это явление было названо впоследствии "эффектом Зейгарник".
В эвакуации, когда началась Великая Отечественная война, Блюма Зейгарник работала вместе с А.Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области, участвовала в реабилитации солдат с черепно-мозговыми травмами.
По окончании войны вернулась в Москву, стала одним из создателей факультета психологии МГУ, возглавляла кафедру нейро- и патопсихологии.
Это важное открытие о свойствах памяти объясняет, почему человек фиксируется на психотравмирующих переживаниях. Вероятно, в них остаётся что-то незавершенное. Бессознательно стремясь к воспроизведению травмирующего события, наш мозг словно пытается воссоздать те условия, чтобы сложить для себя законченную картинку, вновь пережить знакомые эмоции, проанализировать действия, понять, были ли они правильными.
Однако без помощи психотерапевта это редко удаётся, потому что в условиях суженного сознания, окрашенного субъективизмом и аффектами, травмированный человек вновь выносит неверные суждения, которые его травмируют и не приводят к отпусканию ситуации, и он продолжает ходить по замкнутому кругу.
Чтобы отпустить ситуацию, её необходимо правильно "переработать", выровнять эмоциональный фон, избавиться от дезадаптивных убеждений, увидеть альтернативные решения. Даже просто разделить свою горечь с доверенным лицом.
Как писал Юнг, "разделенная со многими тайна действует настолько же благотворно, насколько разрушающе действует тайна личная. Она подобна вине, отделяющей ее несчастного владельца от общности с другими людьми".
В фильме "Пассажиры" показано, как человек "варится" в своих ошибочных суждениях, делает поспешные выводы, и в результате принимает неверные решения.
Возможно, если бы люди больше открывали свои мысли и переживания в безопасной обстановке, у них был бы шанс поступить иначе.
Как часто иррациональная вина становится причиной бессознательного самонаказания, а неверная интерпретация событий приводит к пораженческому жизненному сценарию.
Забота о наших душевных переживаниях не менее важна, чем забота о здоровье физическом.
Экологичнее всего обсудить наболевшее с профессиональным психологом.