Найти тему
Не хлебом единым

Преподобный Серафим и послушание умереть

Оглавление

Добрый вечер, уважаемые читатели "Не хлебом единым"! Сегодня день блаженной кончины всенародно любимого преподобного Серафима Саровского. Мне бы хотелось поговорить о необычном послушании, которое он дал дивеевской монахине Елене. Вызвано это желание нашумевшим делом бывшего схиигумена Сергия Романова, который на камеру благословлял насельниц монастыря "Спорительница хлебов" умереть за Россию...

Преподобный Серафим благословляет преподобную Елену на смерть за брата. Фреска Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря https://happy-school.ru/_pu/267/59227633.jpg
Преподобный Серафим благословляет преподобную Елену на смерть за брата. Фреска Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря https://happy-school.ru/_pu/267/59227633.jpg

Преподобная Елена Дивеевская

Елена Васильевна Мантурова - великая преподобная Дивеевской обители, прожившая в обители 7 лет. Ее брат - Михаил Васильевич Мантуров также был одним из любимых духовных чад старца, щедрым жертвователем монастыря.

Михаил Васильевич заболел злокачественной лихорадкой около 1832 г. Батюшка в то время и сам был уже слаб и в очень преклонных годах (80 лет). Елена чувствовала, что старец слабеет, плакала и хотела уйти раньше него. Более того, ее келейница, умирая, сказала, что и за Еленой Васильевной скоро придут и ей есть место в небесном саду. Так что к скорой смерти Елена Васильевна готовилась. Через некоторое время преподобный вызвал ее к себе на серьезный разговор.

В отличие от "работы на камеру" преподобный Серафим благословил Елену Васильевну на смерть за брата в тайне при одной лишь свидетельнице, ее келейнице.

Привожу текст их беседы по "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", составленной знаменитым врачом, а затем митрополитом Серафимом (Чичаговым) (глава 17):

"«Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание... Исполнишь ли его, матушка?» «Я всегда вас слушала, – ответила она, – и всегда готова вас слушать!» «Во, во, так, радость моя! – воскликнул старец и продолжал: – Вот, видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать... Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то... Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» «Благословите, батюшка!» – ответила Елена Васильевна смиренно и как будто покойно. Отец Серафим после этого долго-долго беседовал с ней, услаждая ее сердце и касаясь вопроса смерти и будущей вечной жизни. Елена Васильевна молча все слушала, но вдруг смутилась и произнесла: «Батюшка! Я боюсь смерти!» «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! – ответил о. Серафим. – Для нас с тобой будет лишь вечная радость!»
Простилась Елена Васильевна, но лишь шагнула за порог кельи, тут же упала... Ксения Васильевна подхватила ее, батюшка о. Серафим приказал положить ее на стоявший в сенях гроб, а сам принес святой воды, окропил Елену Васильевну, дал ей напиться и таким образом привел в чувство. Вернувшись домой, она заболела, слегла в постель и сказала: «Теперь уже я более не встану!»"

Во время болезни Елена Васильевна была удостоена видений Рая и узнала от Господа судьбы сестер обители. Что было ей разрешено, она поведала духовнику протоиерею Василию Садовскому.

Так что же за странное послушание дал отец Серафим святой Елене? Предвидя скорую кончину ее брата, старец стал умолять Господа взять вместо него Елену - она была уже полностью готова, сам старец почитал ее святой. Преподобному Серафиму было открыто, что молитва его услышана.

Кончина ее была безболезненна, не постыдна, мирна...

Благословение на смерть

В каком случае православного христианина благословляют на смерть:

  1. Если от человека требуют отречения от веры и принятие веры иной;
  2. Если требуют принести ложную клятву, предать Церковь, Отечество, семью;
  3. Если требуется отдать жизнь на войне за Отечество.

В опасных ситуациях, имеющих угрозу жизни ближнего (пожар, наводнение, захват в заложники и т. п.) во имя жизни ближнего христианин может отдать свою жизнь.

Вопрос к Сергию Романову и его послушницам

Вопрос к Сергию Романову и его послушницам: в чем заключается смысл благословения умереть за Россию, и как они его собираются исполнять?

А миряне, которые так дружно поднимали руки? Уже такие праведники, что не сомневаются в своей верности Христу? Как страшно если действительно придет искушение веры! Святые боялись, что отрекутся от Бога, молились, чтобы этого не произошло. А здесь такая уверенность!

Что смерть конкретной монахини/мирянина может дать людям, если мы уже все искуплены Христом? Неужели что-то можно к этому добавить?

Кем мнит себя Сергий? Преподобным Серафимом? Сравнивает себя с девственником, великим постником, затворником, который только в последние годы жизни (а прожил он 81 год) учил людей? И разве меньше в его время грешили? И меньше было проблем в государстве? Но разве он себя так вел?!!

Главное, чтобы не получилось так, что последователи Сергия начнут голодать до смерти, или сжигать себя во имя России, а по сути, за своего духовного наставника, затмившего для них Бога, который смеет спрашивать: "Если я благословлю тебя, умрешь?"и этим только тешит свое тщеславие. Ведь ни один старец из древних или совсем близких нам по времени: Кирилл (Павлов), Иоанн (Крестьянкин), Наум (Байбородин) не смел такое говорить.

Да не будет друзья этого с нами!

Благодарю за внимание, прошу оценить статью и подписаться на канал!