Думали ли вы о том, какой из образов занимает центральную позицию в работах экономистов? Как ни странно, это маяки. На их примерах исследователи анализируют и объясняют множество различных явлений. Среди них общественные блага, права собственности, партнерские отношения государства и частного бизнеса и многое другое. Даже не смотря на то, что маяки сменили современные навигационные системы, они все же остаются предметом внимания науки о финансах.
На протяжении долгого времени маяки являлись основной инфраструктурой мировой торговли. В 1889 году Арнольд Берджес Джонсон писал: “Где есть маяки, там появляются и корабли. Другие могут приплыть в место, где нет огней, но гостеприимный свет привлекает большое количество судов с богатым грузом”. Учитывая экономическую значимость таких построек, вопросы их финансирования разрешались без излишний прений. Позже маяки не только стали основой международной торговли, но и заняли свои места на страницах классических трудов экономистов.
В 1848 году Джон Стюарт Милль, классик экономики и философ, писал в своей работе “Принципы политической экономии” о том, что маяки являются общественным благом, а потому при их постройке обязательно вмешательство правительства. Свое утверждение он обосновывал тем, что нельзя принудить корабль, которому свет маяка принес пользу, заплатить за эту пользу. Именно поэтому никто бы и не подумал строить маяки сугубо для своей выгоды.
Ассоциативный ряд “маяк = общественные блага” не раз упоминался и во многих учебниках по экономике. Наиболее популярный из них был написан Нобелевским лауреатом Полом Самуэльсоном в 1948 году. Автор приравнял маяки к правосудию и обороне.
Впервые против важности маяков выступил в 1974 году еще один Нобелевский лауреат Рональд Коуз. Он заявил, что постройки не обязательно должны принадлежать правительству, а в качестве примеров указал Великобританию XVII-XVIII веков, где были маяки, которые целиком строили и обслуживали частные предприниматели. Те просто получали разрешение властей и собирали дань с кораблей, заплывающих в гавань или порт.
Комиссия, которую выплачивали мореплаватели, называлась “Световыми сборами”. Это и были главные источники дохода маяков. Первый известный истории пример связан с Кордуанским маяком, который находился на территории современной Франции. Построен он был в 1370 году.
В современных исследованиях экономисты также стараются опровергнуть идею блага маяков. Так, например, Розолино Кандела и Винсент Джелозо исследовали различные исторические данные и заявили, что маяки более походят на комплементарную услугу, которая поставлялась вместе с другими навигационными сервисами.
Природа и принципы работы маяков во многом зависели от уровня их финансирования и технологического прогресса. В XVII-XVIII веках, например, для освещения пути кораблям использовали свечи и уголь. Это давало возможность рассеивать тьму на восемь километров вперед.
К концу восемнадцатого века на маяках использовали масляные лампы, которые заправляли китовым жиром, стеклянные фонари и систему отражателей. А к началу XIX века инженер Огюст Френель создал линзу, которая могла серьезно усилить луч. Первая инновационная для тех времен разработка была установлена на Кордуанском маяке. Свет бил практически до линии горизонта. А вот с распространением линзы собирать плату с моряков стало куда труднее. Ведь по правилам “Световой сбор” должны были оплатить все, кто видят луч, но не все из них заходили в порт. Более того, линзы слишком дорого стоили, а потому частные операторы не могли позволить себе подобные траты. Именно в этот момент эстафету обслуживания маяков перехватили власти. Последние были заинтересованы в безопасном судоходстве и были готовы нести серьезные издержки. Первой такой страной стала Франция. К 1854 году линзы стояли на всех маяках. Стоит отметить, что линзы Френеля используются до сих пор.
История маяков ярко показывает, в каких случаях бизнесу нужна поддержка правительства, а в которых, наоборот, стоит отдать технологии государству, ведь частному бизнесу будет трудно взять плату с конечного пользователя.