Найти тему

Трагедия Новочеркасска: стреляли в Население попали в Народ… - о незамечаемых смыслах фильма А.Кончаловского "Дорогие Товарищи!"

Трагедия Новочеркасска: стреляли в Население попали в Народ… - об очевидных, - но, вряд ли, замеченных, - смыслах фильма А. Кончаловского «Дорогие товарищи!» (заголовок - такой должен был быть, но - не поместился)

Посмотрел фильм Андрея Сергеевича Кончаловского «Дорогие товарищи»… настоящая работа настоящего художника… просто, сильно, художественно… как там у Пастернака – нельзя не впасть как в ересь в неслыханную простоту… пока еще – нет… пока у Кончаловского – просто простота, но и это уже хорошо…

Главная героиня – можно влюбиться в нее, в характер… сыграно блестяще – донская казачка… что то в ней от Аксиньи (Тихий Дон)… что-то в ней от Лушки (Поднятая целина), но свое - не заемное, а родовое… казачьего рода… в прозе, после Шолохова, никто толком не сумел ухватить – казачью натуру.. может Лихоносов, - в чем-то – да… отчасти… - есть чувство казачества… а, вот в кино… у Кончаловского получилось – Шолоховский уровень постижения характера… особенного казачьего характера… женского казачьего характера – здесь каждое слово «ударное» (под ударением, в смысле)… кстати сейчас подумал: у Кончаловского – женские образы – опорные… «несущие» в терминах механики, т.е. – всю конструкцию держат… отчасти - так работал с женским образом Валентин Распутин… Вспомним у Кончаловского - первый, не вышедший в свое время – фильм… про Асю Клячину … потрясающая работа Ии Савиной… оттуда и Кончаловский… а в «Сибириаде», какой (!) образ создан Натальей Андрейченко… и про Курочку Рябу – тоже фильм на женском образе… но фильм не состоялся… не хватило простоты, художественной интуиции… Инстинкта Истины – не хватило Кончаловскому… в результате и работа Инны Чуриковой в фильме даром пропала, но фильм – весь на ней… к слову – «Женские образы у Кончаловского» - советую молодым критикам – замечательная тема (!), а в методологии надо смотреть «Женские образы у Распутина» – тема в литературоведении – хорошо проработана… не глубинно, конечно, но - объемно…

Тема фильма – расстрел рабочих в Новочеркасске… 1962 год… трагедия… оттуда, вероятно, и сломалась наша советская жизнь… Венгрией – 1956 - ? … не знаю… а Новочеркасск отозвался Прагой 1967 - ?... тоже не знаю… но пересечения смыслов наверняка есть… Венгрия и упоминается в фильме…

О чем фильм… зачем фильм - ? Главное, я думаю, проблема: Народ и Власть… нет, даже не так… Народ – это слишком глубоко, потаенно… Население и Власть – это точнее… Власть всегда не чиста на руку… не может быть чиста - ?... в крамолах княжьих век человеческий сокращался – это Слово о полку Игореве… и до сих пор… и – всегда… в России – всегда… Кончаловский об этом говорит: не надо связываться… сейчас то, ведь, тоже все непросто и в России, и на Украине, и в Беларуси… везде непросто…

Кончаловский делает то, что обязан делать художник: показывает, что власть свое возьмет… или свое не отдаст…

Кончаловский, делает то, что должен делать художник… пытается уберечь тех, кого можно уберечь…

Может и нет этих смыслов в фильме?, может, - и нет… но я эти смыслы прочитываю… это, кстати, тоже признак Настоящего произведения – открывать больше, чем видимо в реалиях произведения, - тексте, зрительном ряду фильма, деталях живописного полотна… Настоящее произведение – это выход во Вселенную Смыслов… а – Вселенная – бесконечна… конечна во Христе, но это другая тема…

Отсылка Кончаловского к Шолохову не случайна… сказал бы правду – не было бы такого писателя… все правильно… параллель: скажи Кончаловский – все, что он понимает о власти… фильма бы не было… здесь – вопрос… но – вполне возможно…

Дед… отец главной героини… донской казак… Мелехов, выживший под Черным Солнцем?... не совсем, но – близко… характер правдив… и явление Символов – Казанский Образ Пресвятой Богородицы и Георгиевские кресты…

Побоялся я заговорить о Народе… поначалу… а заговорить придется… Кончаловский заставляет говорить о Народе… и думать о Народе… врач старенький в морге – это Народ (Народ – всегда по ступает по Совести)… зав. поликлиникой, - которая за руку вытаскивает героиню из капкана, практически – она Народ… девушка, медсестра, вероятно… там же в поликлинике, которая, вместо подписки о неразглашении, выбирает – Крест… она сознательно выбирает Правду… она не лжет, поэтому она – Народ… Народ лгать не может… генерал этот, в машине, – он, тоже Народ… «кгбэшник», даже, – который героине помогает – и он – Народ… дочка донской казачки и внучка донского казака – девочка – она Народ… вопрос ее: как такое возможно?, - это вопрос народа… (вспоминается, кстати, вновь, - удивительно! - Валентин Распутин, в его не прочтенной по сей день трагедии «Дочь Ивана, Мать Ивана» (у меня на канале, в числе первых публикаций – горькое осмысление этой горькой работы) – так и у Кончаловского Дочь Донского казака, Мать Донской казачки… да, девочки еще… но – Донской… но – Казачки…)…

…а, вот, - толпа на площади – это население…

Но… Но - !

Здесь Трагедия Новочеркасска: стреляли в Население попали в Народ…

Да, Андрон Сергеевич Кончаловский… да… вот, где подлинный художник… Кончаловский не только Население предупреждает… Он предупреждает Власть… может, в первую очередь, Власть он предупреждает, напоминает… Нельзя стрелять в Население… эти выстрелы Прольют Кровь Народа… Кровь Народа – смыть невозможно… и асфальтом не закатаешь… она сквозь асфальт проступит… Кровь Народа…

И Казанский Образ Божией Матери – Он в фильме и в жизни – не Символ… Божья Матерь – всегда рядом… всегда там, где – Боль и Кровь Народа… И Она – не наблюдает… Она Помогает и Спасает, насколько можно Спасти, в пределах Божией Воли…

(Примечание: спасибо, кстати, - Анне Апрельской, за комментарий к предыдущему материалу… - не про сериал же – про боль о группе Дятлова… - замечательная мысль, про белые стихи… я, даже, не задумывался… но – это точно… потому что – пишу не рецензию, не критику, а смыслы и чувства, а это стихи… и белые, конечно, - стихи черными не бывают… Спасибо, Анна… и у Вас – Апрельская – замечательно… сочетание замечательное: Анна Апрельская - тоже – стихи… - Смоленцев.)