Найти в Дзене
Антигравитация

Как мне коллеги подарок из мусорки подарили

История эта произошла в конце 90х. Я только-только закончила институт и в то время еще существовало распределение, студентов распределяли на различные предприятия, работа на таком предприятии считалась обязательной, отказаться было нельзя. Впрочем, в безработицу 90-х распределение было благом – можно было набраться опыта и у тебя гарантированно была работа. Бухгалтерия крупного оборонно-промышленного завода. Коллектив бухгалтерии состоял из 22 человек, четыре отдела – расчетный (начислял зарплату), производственный (учитывал затраты на производство), коммерческий (вел учет продаж) и общий (сводил отчетность, реализацию и считал налоги) и еще восемь человек трудились в финансовом отделе – делали только платежки в банк и плюс главбух и его заместитель. Попала в общий отдел на должность простого бухгалтера и мои обязанности были формировать всю отчетность и рассчитывать все налоги, до меня этими же занимался заместитель главного бухгалтера. Мою должность обозвали бухгалтером по налогам, в
Букет конечно же другой, а цвет похож))) Фото автора
Букет конечно же другой, а цвет похож))) Фото автора

История эта произошла в конце 90х. Я только-только закончила институт и в то время еще существовало распределение, студентов распределяли на различные предприятия, работа на таком предприятии считалась обязательной, отказаться было нельзя. Впрочем, в безработицу 90-х распределение было благом – можно было набраться опыта и у тебя гарантированно была работа. Бухгалтерия крупного оборонно-промышленного завода. Коллектив бухгалтерии состоял из 22 человек, четыре отдела – расчетный (начислял зарплату), производственный (учитывал затраты на производство), коммерческий (вел учет продаж) и общий (сводил отчетность, реализацию и считал налоги) и еще восемь человек трудились в финансовом отделе – делали только платежки в банк и плюс главбух и его заместитель.

Попала в общий отдел на должность простого бухгалтера и мои обязанности были формировать всю отчетность и рассчитывать все налоги, до меня этими же занимался заместитель главного бухгалтера. Мою должность обозвали бухгалтером по налогам, видимо чтоб меньше платить)))

А для меня было шоком – я думала, что отчетность на таких больших заводах делают специалисты с большим опытом типа нашего главбуха, а вовсе не такие как я только после института, конечно она проверяла за мной, но все же.

Так как обязанности у меня были очень серьезные главбух отправила меня поработать в каждом отделе, посмотреть как устроена их работа чтоб я имела представление. Коллеги из моего отдела рассказали мне страшилок что не смогу сработаться с начальниками этих отделов так как там сидят тетеньки старше 70 лет и даже ближе к 80, а одной которой меня пугали больше всего и вовсе было 84 года, очень опытные и очень строгие, такие соплячки как я им не по нраву.

Удивительно, но с каждым отделом я сразу нашла общий язык и подружилась, посмотрела документы, позадавала вопросы, поработала выполняя их задания – все мне было понятно и интересно и в дальнейшем начальники этих отделов (да и сотрудники тоже) относились ко мне очень благожелательно и всячески старались помогать, особенно им понравилось, что я находила довольно много ошибок в учете НДС и в документах на получение и реализацию товара. Как оказалось, ни одна из очень возрастных начальников отделов не воспринимали меня как конкурентку, способную подсидеть и были рады пообщаться с молодежью, поделиться своими знаниями и вообще были рады что приходят на завод новые кадры. Для моей семьи работа на этом заводе своеобразная традиция – на этом заводе во время войны и после нее работала моя бабушка, дед на этом заводе работал еще до войны и до самой пенсии, на пенсию он ушел очень в преклонном возрасте. На этом же заводе работали когда-то мой отец и все его многочисленные братья. В общем, я в определенной степени гордилась тем что и я работаю там. Завод занимал огромную площадь, по сути это был город в городе, там и своя железная дорога, склады, бомбоубежища, АЗС, аллеи, магазины, парикмахерская, поликлиника, клуб, библиотека и даже детский сад. Я с гордостью проходила по цехам еще довоенной постройки, смотрела на закопченное остекление под самой крышей и думала – вот эти стены, эти окна сделаны руками тех людей которые знали моих деда и бабушку, жили в то время и это история, живая история нашего города и страны. Да и квартиры в нашей семье у всех получены от завода, а большинство старых соседей по дому – бывшие работники завода и их потомки. Что-то я отклонилась от курса)))

А вот в моем отделе меня невзлюбили. Нет, не так, меня ненавидели и почти не скрывали этого. С некоторыми коллегами своего отдела у меня были более-менее нормальные отношения, это были самые молодые сотрудницы отдела, им было по 30-32 года. Я не имею в виду дружеские отношения, нет просто они не ставили мне палки в колеса и мы вполне нормально работали. А вот старое поколение меня ненавидело.

Я была виновата, что была молодой, мне было всего 22. «Ты отсидишь здесь год-два и уйдешь, а мы тут по сорок лет работаем!» - заявляла мне одна дама 52 лет. «Ты молодая, у тебя ничего не болит!» - злобилась другая 64 лет.

Я была виновата, что никогда не опаздывала, хотя добиралась с двумя пересадками на автобусах. Научила вкусно готовить баклажаны – виновата. Подсказала как правильно запекать грудинку чтоб получалась мягкой после расстроенного вздоха начальницы «ну не удается у меня, вечно как подошва, а муж требует как в ресторане» - и как только у нее получилось после моего совета - опять волна ненависти от коллег – все-то она знает, соплячка! Я была виновата, что все у меня получалось, что находила много ошибок и просила переделать. Виновата, что не унывала и бралась помогать если другие не успевали. Виновата что другие коллеги должны были сдать мне данные в определенные сроки. Учет в бухгалтерии велся по старинке на бумаге, компьютер на весь отдел был всего один, тетки его боялись и отказывались на нет работать, я же с радостью начала вбивать туда данные и работать на нем так как разрядности цифр на калькуляторе мне не хватало – слишком большие обороты были у завода.

Тетки редко садились за комп работать, тыкали в клавиатуру одним пальцем, не могли запомнить как печатать, а клавишу CTRL называли «катюриель», бОльшая часть коллектива категорически отказывалась работать на компьютере. Зато в обед за него была битва – тетки яростно рубились в какие-то стрелялки-гонялки и жутко злобились если я быстро поев снова принималась работать, их не интересовало что завод большой, объем работы огромный и в отчет просто некогда сидеть целый час и ждать когда освободится компьютер. Как-то начальница отдела полдня пыталась свести Главную книгу – это такой гроссбух куда заносились итоги по всем бухгалтерским счетам в течение года, по результатам полученным в этой книге и формировалась бухгалтерская отчетность. К вечеру она взвыла что никак не получается, актив не равен пассиву. Я забрала ее и принялась резво вколачивать цифры в Excel. Нашла ошибку довольно быстро. С тех пор ведение Главной книги стало моей обязанностью, а комп поставили ближе к моему столу. Коллеги стали ненавидеть меня еще сильнее, столбики неведомых цифр в непонятных программах вызывали у них страх и ненависть. А тут еще начальник отдела стала поговаривать что пора на пенсию, как-никак 64 года уже – коллектив заволновался, каждый тешил себя надеждой на это место и мое появление абсолютно не радовало.

Зарплату в те времена выдавали продуктами. Мед, мясо, лосось-горбуша, творог, молоко, сметана, лекарства. Я продукты не брала – цены на заводе были выше рынка. Выдачей продуктов в заводоуправлении заведовала тетка-заводила из нашего отдела наиболее из всех ненавидевшая меня, ей я не доверяла. Взяла как-то творог со сметаной, а потом в месячных ведомостях на удержание из зарплаты увидела совсем другой вес продуктов, сделала выводы и больше ничего не брала. Тетка лопалась от ярости что невозможно меня обвесить и орала что всем дают зарплату продуктами, а я королевна жду деньги. Ненавидели меня что зарплату мне выдавали пусть крохотными кусочками, но более-менее постоянно и задержка по зарплате у меня была всего 3-4 месяца, вот только главбуху проще было выдать мне зарплату, я получала тогда 1200 рублей, а тетки по 4-4,5 тысячи.

Я понимала, что не нравлюсь «старейшинам» отдела, но все же старалась сгладить отношения – мыла бидоны из-под сметаны и творога хотя не брала продукты, ходила в магазин через весь завод за лососем или еще-чем-то, у теток же ноги больные с их то весом, а мне что, молодая. А попробуй-ка допри 20 килограммовую коробку мороженной рыбы на весь отдел. Помогала на раздаче меда, хотя своей работы было выше крыши и в мои обязанности это не входило. Отдавала свою «долю» куриц коллегам.

Вход на завод был по пропускам, работа начиналась в 8 утра, дисциплина была строжайшая, выйти с завода до конца работы было невозможно. Мне нужно было посещать налоговую инспекцию и прочие инстанции, и мне выдали свободный пропуск - с зеленой полосой, разрешающий выход с территории завода в любое время, а главбух давала своего водителя в придачу с машиной. Представляете, как меня люто ненавидел весь отдел?

В отделе было принято праздновать все праздники – устраивать общий стол вскладчину, иногда приглашались коллеги из других отделов. Для именинников все скидывались деньгами и вручали конвертик. Именинник должен был проставиться непременно домашним тортом, об этом меня сразу предупредили. Я в свои 22 тортов никогда не пекла и дома у меня никто не пек, но коллеги были непреклонны «изучай сейчас, но чтоб к празднику торт был!»

Завод был весь в долгах, горячую воду подавали всего на пару часов в день, холодная и вовсе была отключена, поэтому в туалете стояли огромные бочки, куда наливали кипяток, чтоб остывал и потом использовали для бытовых нужд. Там же стояли огромные бочки под мусор. Однажды после 8 марта кто-то из начальников выбросил завядший букет, я видела его, когда мыла свою посуду после обеда.

Та самая «заводила», больше всех ненавидевшая меня вытащила его из мусорки и пряча принесла в кабинет. Стол мой стоял около своеобразной «кухни» - огороженного шкафами угла в котором помещались обеденные пара столов, микроволновка, холодильник и пара старых буфетов. В один из шкафов та тетка запрятала букет и громким шепотом рассказывала обедавшим коллегам что собирается подарить его мне на день рождения.

- Ты что, он же из помойки?! – возмутилась одна из молодых коллег.

- А! Ерунда! Ей пойдет! – отмахнулась «заводила» и я услышала их смех.

Я не хотела в это верить. Мне было 22, и я не могла претендовать на дружеские чувства коллег которым 52-56-64, которые не имели бухгалтерского образования, а лишь «Мосты и туннели» и тряслись от мысли что если учет компьютеризируют как минимум половина из них останется без работы. Но букет из помойки???! Вручат на глазах всей бухгалтерии??? И потом еще проставляться и угощать их всех? И потом работать вместе?! Я отказывалась в это верить.

Через пару дней улучила минутку и посмотрела шкафы на кухне – в одном из шкафов лежал он. Розовый букет из помойки с пышной оберткой. Тот самый, который я сама видела в туалете в мусорном баке. Мама не поверила мне, сказала, что я ошибаюсь, никто не дарит букетов из помойки, так не поступают люди и мне никто не подарит его, нужно выбросить ерунду из головы.

Фото с просторов интернета, Яндекс-картинки
Фото с просторов интернета, Яндекс-картинки

Мой день рождения был через две недели после 8 марта. Первый раз в жизни я испекла огромный шоколадный торт, торт получился на славу – высокий, пышный, такой большой чтоб хватило на всю бухгалтерию. Принесла на работу, запах стоял просто убойный. А потом собрался весь отдел. Начальница поздравила на словах и мне протянули конверт и букет. Тот самый. Я слышала, как коллеги хихикали, предвкушая вручение «подарка»

Я едва сдерживалась чтоб не заплакать пока начальница толкала речь. Не знала, как поступить. Не желала скандала, но и быть посмешищем не хотела. Как поступить правильно? У меня тряслись руки. Когда мне протянули цветы я поблагодарила и просто спокойно сказала, что мне от них ничего не нужно и просто не взяла букет. Начальник отдела растерялась, она не знала, что я знаю откуда букет. А «заводила» начала орать что я неблагодарная, обзывать меня, говорить, что они всегда старались для меня, а я высокомерная мразь, соплячка, дрянь и еще что-то очень много слов, за давностью лет я уже не помню. А потом заводила с довольным видом спрятала конверт в карман и заявила «Ну и слава богу, нам больше достанется»

Главбух ушла в свой кабинет и вызвала меня к себе по телефону. А там потребовала ответа почему я учинила скандал. Я! Понимаете?! Я учинила! Я рассказала ей все, расплакалась, рыдала. А она принялась распекать меня. Говорила, что тетки возрастные, их надо уважать, что я молодая соплячка (самой ей было 30), что я ошибаюсь и такого просто не может быть. А когда я ответила, что я все слышала, их смешки, как они сговаривались, сама видела этот букет в мусорном баке и в шкафу, она сказала мне что нужно было сделать вид что ничего не знаешь и принять букет в подарок, что так как я не поступают, что нужно в любом случае «сохранить лицо» и еще много всего. Меня это потрясло. Оказывается, надо было проглотить унижение. У меня словно выключили звук и эмоции в голове. Мир раскололся, а ореол на голове главбуха внезапно перегорел и перестал светить.

Букет конечно же другой, а цвет похож))) Фото автора
Букет конечно же другой, а цвет похож))) Фото автора

Торт в тот день так и не съели. Весь день он благоухал на весь огромный кабинет, привлекая многочисленных визитеров из других отделов, но все сидели с каменными лицами. Вечером спросила будут ли они есть торт – начальник отдела сказала забрать домой от греха подальше.

Когда я привезла торт домой моя младшая сестра была на седьмом небе от счастья. Теперь рецепт этого торта – мой фирменный рецепт. Но прошло уже больше 20 лет и до сих пор сестра и мама говорят, что тот торт был самый лучший, мне так и не удалось превзойти его. Еще почти три с половиной месяца я ходила на завод и делала все автоматически. Потом мама нашла себе новую работу и собралась увольняться. И позвонила мне чтоб после работы я заехала к ней в офис. Мама и ее суровый неприступный босс (он знал меня, во время учебы проходила практику в их фирме) стояли на крыльце:

- Зарплата как у матери, увольняйся! – это все что он сказал и ушел.

Так я стала главбухом крупной строительной компании. Главбушка отпустила меня без отработки:

- Я понимаю, что не могу тебя удерживать…

Я проработала на заводе ровно год. В день увольнения снова испекла торт, тот самый. Это было моей насмешкой над всеми. Я уходила. Меня больше не волновали задержки по зарплате, зарплата продуктами, выход с завода по пропускам, необходимость быть пешкой и подчиняться куче начальников… Мне больше не нужно было ни свет ни заря ехать на работу на двух автобусах – до нового офиса можно было добраться за 10 минут. Я уходила, а они оставались со всеми теми проблемами наедине. Мир снова окрасился красками и ничего, абсолютно ничего не волновало меня.

Теперь уже бывшие коллеги ели торт, сводивший с ума своим запахом и восторгались:

- Блин, какой торт! Какие мы были дуры, надо было тогда съесть его! Я знала-знала, что он точно вкусный! А расскажи рецепт, а?

Правильно ли я поступила? Я не знаю. Мне приходилось работать в разных коллективах, с людьми разного возраста, некоторые их них были старше меня и на 50 лет, но я никогда и никому не позволяла травить кого-либо в коллективе, все знали что у меня суровая рука и лучше с гадостями мне не попадаться. Вот такая история.

Всем добра!