С той поры, когда большевики пришли к власти в результате вооруженного восстания 24 октября 1917 года (7 ноября по новому стилю), этот день стал временем проведения парада и других соответствующих мероприятий. Каждый год парад являлся официальным праздником советской России до начала 1990-х гг. Вплоть до распада СССР он являлся обязательным мероприятием.
Но парад 1941 года был выходящим из общего ряда. Проходившая весьма неудачно война поставила нашу страну в очень сложное положение. Гитлеровцы поставили в жесткую блокаду Ленинград, захватили почти всю Украину, еще ряд союзных республик, стояли на окраинах Москвы. Многие центральные государственные учреждения, дипконсульства были эвакуированы, готовился к эвакуации и сам И.В. Сталин.
А.И. Шахурин, в то время нарком авиапромышленности, позже вспоминал, что, когда встретил И.В. Сталина, то не удержался от удивления по поводу его одежды. Оказывается, большую часть костюмов у него уже отправили на восток.
Осенью в 1941 году в Москве было тяжело, холодно, голодно, участились грабежи. Немецкая авиация то и дело бомбила город, сея убийства и разруху.
В таком положении многие советские люди считали, что сейчас не до парадов и до вычурных мероприятий. Ведь советская страна стоит на пороге уничтожения и может даже вот-вот рухнуть.
Многие, но не И.В. Сталин. Опытный политик полагал, что, наоборот, людей надо взбодрить, придать им мощный импульс для активной работы. И известие о всемирно известном параде будет такой новостью.
По его распоряжению, накануне парада, 6 ноября, состоялось торжественное заседание Моссовета. Это мероприятие было традиционным, но проводилось не открыто в Большом театре, а скрытно, в станции метро Маяковская. Там накануне соорудили зал на 2 тыс. сидячих мест и за несколько часов до начала заседания по строгому списку начали собирать активистов г. Москвы.
Если И.В. Сталин и хотел узнать реакцию общества, отдельных групп и людей, то она его успокоила. Советским людям всем, как один, очень понравилось и само собрание, и даже известие о ней.
Речь И.В. Сталина на этом заседании встретили с ликованием собравшиеся, а потом, в записи, и все слушавшие. Распространяли речь, особенно во вражеском тылу, и в печатном виде, распечатывая в газетах и листовках.
Как понимал вождь, понравится и сам предстоящий парад. В эти тяжелые дни люди очень хотели что-то радостное, пусть даже традиционное, напоминающее им безоблачное мирное время.
И пусть немцы находится недалеко от Москвы, пусть авиация постоянно бомбит город, но торжественный парад состоится!
Однако сам ноябрьский парад до самого начала был под вопросом еще из-за технических трудностей. В мирный период такое мероприятие готовилось бы больше двух месяцев. А в 1941 году из-за постоянно меняющейся обстановки на парад организаторам давали не более нескольких суток. Не было кадровых войск, готовить приходилось из запасных. И даже из ополченцев, то есть вчерашних штатских, прошедших самое поверхностное военное обучение. Не хватало продовольствия, бензина, инструкторов. Не хватало всего.
Зато в достатке было вражеской авиации. 6 ноября в налете участвовало 250 самолетов. Структуры ПВО и истребителей была вполне достаточно для успешного отражения налета врага, но короткое время подготовки заставляло быть в постоянном напряжении. Лететь врагу до Москвы было всего лишь несколько минут.
К счастью для защитников столицы, на 7 ноября синоптики Тимирязевской академии предсказали низкую облачность. Лететь немцам было трудно.
«Бог на стороне большевиков», - довольно резюмировал И.В. Сталин. По его приказанию парад должен был пройти на протяжение 25 мин. Затем мероприятие растянули до часа.
Традиционно мероприятия на Красной площади начинали в 10.00, но сейчас начало перенесли на 8.00. Возглавлял его командующий Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев. Принимать должен был генерал армии Г.К Жуков, но он не сумел оторваться от своих обязанностей и его заменил маршал Советского Союза С.М. Буденный.
Несмотря на нехватку сил и техники, парад был настоящий: около 20 тыс. человек пехоты и конницы, более сотни танков, орудий, самолетов.
Конечно, качество было довольно низким, ногу никто не держал, танки не выдержали равнение и так далее. Но главное было сделано – сообщение о параде прошло по всему миру. Особенно громко оно прозвучало по СССР. Даже спустя годы современники писали в мемуарах, как они радостно встретили известие об этом. это была маленькая победа. Первая среди других.