Найти тему
По России с любовью

Бизнес по-русский: сможет ли "АндерСон" потеснить "Starbucks"?

Оглавление

Очень рада что могу, наконец, продолжить свою рубрику #энциклопедия русского бизнеса

Напомню: я поставила перед собой цель в 2021 году прочитать 12 книг-биографий, посвященных созданию русского бизнеса на нашей, российской почве.
Уже прочитала и сделала пост о биографии короля творожных сырков Борисе Александрове. Все публикации можно найти по тегу #v780_книги

А недавно закончила читать книгу про создание сети детский кафе "АндерСон"

  • Нельзя, но можно. История "АндерСона" в смыслах, рецептах и цифрах. // Евгения Пищикова, Дмитрий Соколов-Митрич, Анастасия Татулова.
Я не только книжку прочитала, но и в кафе пришла, и легендарный фисташковые рулет заказала
Я не только книжку прочитала, но и в кафе пришла, и легендарный фисташковые рулет заказала

Это кафе, уверена, знакомо всем родителям с детьми. А вот фамилия ее основательницы стала широко известна только этой весной. Во время общения Путина с представителями бизнес-сообщества по теме коронавируса. Анастасия Татулова очень эмоционально рассказывала о реальном положении дел в сфере гостеприимства. Итог этого выступления - летом 2020 года она стала омбудсменом в сфере малого и среднего бизнеса.

Я еще тогда удивилась - интересно, как настолько эмоциональный человек (она буквально заплакала перед телекамерами) может вести такой крупный бизнес?

Владимир Владимирович... Мне сказали - нельзя спорить с президентом! Но можно я немножечко? Я вам хочу сказать, что...
Владимир Владимирович... Мне сказали - нельзя спорить с президентом! Но можно я немножечко? Я вам хочу сказать, что...

Поэтому книгу о ее компании я сразу же захотела прочитать, как только придумала эту рубрику.

О компании - из чего состоит "АндерСон"?

сеть семейных кафе "АндерСон"

Это крупнейшая российская сети подобного рода, ориентированная на отдых родителей с детьми, при этом предоставляющая каждому из участников процесса нужные ей удобства и комфорт: детям игровая с аниматором, родителям - отдых от ребенка с возможностью не терять его из вида, вкусная еда и комфорт в бытовых деталях (комнаты для кормления и проч).

Сеть развивается и собственными силами и в формате франчайзи.

-3

Но вот 2020 год стал для компании большим испытанием.

В первый месяц ограничений выручка, по словам основательницы, упала на 90%, компания увязла в долгах. «Я сняла со всех карт и депозитов все, что у меня было, сестра продала квартиру родителей, все деньги были брошены на затыкание возникшей дыры», — рассказывает Татулова. источник: Forbes
В марте 2020 года «АндерСонов» было 50, сейчас (окт 2020) 38 — 16 собственных и 22 франчайзи. источник: The Village

Фабрика счастья

Я не слышала ни разу (хотя могла просто и не знать) чтобы какая-то сеть кафе сознательно создавала отдельный проект по производству собственных продуктов - хотя, очевидно, у каждой сети есть свои "кухни", которые обеспечивают заведения собственными полуфабрикатами.

Но у "Андерсона" "Фабрика счастья" - это больше, чем просто собственная кухня. Это часть идеологии и в какой-то степени отдельный бизнес-проект, приносящий выгоду и возможности дальнейшего расширения.

— «АндерСон» выжил в основном благодаря фабрике, которая после закрытия кафе практически полностью переключилась на производство готовых продуктов для магазинов. За последние полгода мы расширили складскую зону, перестроили бизнес-процессы и структуру компании, планируем в ближайшее время приступить к строительству второй фабрики.

Поставки собственных десертов и кулинарии в торговые сети

Это направление стали развивать ещё в 2019 году, продукты "АндерСон" можно купить во Вкусвилле (хотя я, лично, не разу не замечала... а вы?). А в 2020 году это направление стали одной из спасительных палочек компании.

Рулет правда бомба - пальчики оближешь
Рулет правда бомба - пальчики оближешь
Делаем ставку на десерты и продукты быстрого приготовления из натуральных ингредиентов — такие, какими не вредно детей кормить. Лучшие рецепты, популярные в наших кафе для продажи в розничных сетях. Уже встали на полки «Азбуки», «Перекрестка», Metro, «Ленты».

Что я узнала из этой книги?

Анастасия Татулова. За каждым бизнесом стоит конкретный человек. И, конечно, больше всего мне было интересно узнать о Анастасии. К сожалению, книга написана так, что сама основательница кафе осталась эдакой "черной лошадкой".

Хотя по косвенным признакам можно кое-что про нее узнать. Так, например, книга буквально начинается со слов:

Татулова - "монстр". Она бескомпромиссна и несгибаема в том, что считает главным.

Дальше, как будто испугавшись этого приговора, авторы рассказывают о разных "девушках Андерсона", почти и не упоминая про Анастасию. Нет, конечно, любого короля делает свита и мне нравится и вызывает уважение эта идея командой работы. Но тем не менее...

Не из книги я узнала, что отец Анастасии был офицером-подводником, вице-адмиралом. Мне кажется, это сказывается в том, как она ведет свое дело: здесь все четко, продуманно и прописано. Дисциплина, ответственность, послушание.

Развивать сеть кафе Анастасия решила после опыта работы найме, не связанном с ресторанным бизнесом. Первое кафе было открыто в декабре 2009 года в районе Коньково, потом сеть стала развиваться. Сейчас в планах компании превратиться в большую международную компанию.

Мне просто хочется, чтобы я приезжала куда-нибудь отдыхать, а там везде "АндерСон". Вместо "Starbucks".

У Кафе есть свои принципы, если кратко изложу их через запятую: ориентация на спальные районы, по-хорошему локальное кафе, куда приходят знакомые друг другу люди, поиск "своего гостя" без придыхания "клиент всегда прав", рай для детей не должен превращаться в ад для родителей. Именно создание четкой идеологии помогает создать собственный бренд и задумываться о мировой экспансии.

Чему эта книга может научить предпринимателя?

Первая неожиданность - то, что за всеми этими фабриками счастья стоит жёсткая машина менеджмента и контроля — это то, что удивляет в книге больше всего.

Здесь очень органично звучит шутка про крокодилов, которые легко летают в цирке, потому что их "качественно" дрессируют.

Кому-то покажется это не очень приятным (ощущение военной муштры все время проскальзывает между строк этой книги...) но, думаю, с точки зрения развития бизнеса, тем более бизнеса в сфере гостеприимства (хорека - HoReCa - Hotel, Restaurant, Catering / Cafe), по другому и быть не может, если речь идет о большой сети и большой компании.

Самое важное, что я вынесла из этой книги - это то, насколько важно иметь общее, целостное впечатление о том, что ты хочешь создать. По сути, через всю книгу проходит вот эта мысль:

"АндерСон" уже существует в своем идеальном виде. нужно просто отсечь все лишнее.

Мое впечатление от книги в целом

Хотя меня очень воодушевила вся история, и я реально прониклась бизнес-талантом Анастасии Татуловой, но сама книга стала для меня разочарованием. Я в ней не нашла того, чего искала - информации о том, как строилась компания, какие решения принимались, что было интересно и сложно.

У меня сложилось впечатление, что авторы поставили перед собой задачу блеснуть собственными писательскими мастерством и "перегнули палку", увлекшись украшательством и витиеватостью сюжетной линии. Обилие лирических отступлений иногда просто выводило из себя - я пришла читать про конкретное дело, мне не интересно узнавать о широте кругозора писателей... Конечно, в целом книга читается легко - Соколов-Митрич и Евгения Пищикова прекрасные авторы, словом владеют в совершенстве.

  • Больше всего мне понравилась глава, написанная самой Анастасией. Будет интересно почитать реальную ее биографию! Хотя не уверена, что ей самой это нужно.

В целом книга стала крутым рекламным проспектом сети кафе. Мир "АндерСона" представлен здесь как некоторый идеальный мир детского кафе, вселенная, подобной которой нет нигде, и которая скоро захватит мир. Да, мне сразу же захотелось пойти с ребенком в такое кафе, стать там постоянным гостем!

И вот что еще меня впечатлило: по итогам исследования социологов именно семейные праздники оказывают решающее решение на успешность детей в школе и в будущем - они создают ощущение уверенности в мире а, значит, и уверенность в собственных силах

Исследователи пришли к выводу, что культура семейных праздников говорит о высокой психологической компетенции родителей, а еще о необходимости структурировать жизнь ребенка и сообщать ему веру в незыблемость и естественность семейного устройства.

А ведь это именно то, в чем "АндерСон" помогает! Так что айда за фисташковым рулетом!

***

  • Кстати, в городах Золотого Кольца "АндерСон" есть в Ярославле.
  • В Иваново "Пицца Фабрика" тоже уделяет много внимание детям, писала об этом кафе тут: "Где поесть в Иваново",
  • во Владимире "Пшеничный кот" во многом аналог, но не сетевой. В этом тоже есть своя прелесть, писала о нем здесь: "Где поесть во Владимире".

А какие подобные заведения вы знаете еще?