Я люблю читать ваши комментарии. Потому что они очень разные, вы все очень разные. Разного возраста, пола, имеете разные предпочтения. И часто так случается, что я совершенно не замечаю каких-то вещей, которые читателям стоят поперек горла. За последнее время прочитала несколько интересных мыслей о современной и не очень литературе, которые и хотела бы обсудить.
Современная литература стала более физиологичной
И не только в том плане, что постельные сцены теперь куда менее целомудрены, а скорее похожи на отрывки из книг де Сада. Здесь речь о том, что описание условной рвоты и прочих туалетных прелестей заняли свое место в книгах. Причем эти описания встречаются несколько чаще, чем хотелось бы тонко чувствующим читателям.
Я пыталась найти более или менее устоявшиеся примеры, чтобы сравнить, но пришло в голову в основном ультрасовременное. Например, «Общага-на-Крови» Иванова, то есть то, что написано прямо вот-вот, 10-20 лет назад. В «Общаге» как раз описаны бытовые моменты. Можно представить себе классический текст, скажем, середины XIX века, в котором жили бы студенты, и показывались бы их переживания на тему взросления, устройства мира, взаимоотношений, религии и другого, что есть у Иванова. Я поискала, нашла роман «Студенты» Николая Гарина-Михайловского 1894 года. Пролистала часть, к «Общаге» близко, практически те же переживания. Но вот язык совсем другой, сравните, это из начала:
Залитая солнцем, уютно сверкала опрятная деревня. Точно туман или пыль от лучей подымалась над рекой и окутывала ее золотистою дымкой заката. Солнце спокойно исчезало за горой. Высокая перекладина колодца у въезда в деревню на широкой лужайке, равномерно поскрипывая, медленно поднималась и опускалась под усилием какой-то бабы.
И это при том, что Иванов вообще-то весьма поэтичен в описаниях. Или вот момент после большой пьянки в местном клубе. Утро, у главного героя оказалась дома одна из танцовщиц:
На другой день, когда Ларио проснулся, Шурка уже была на ногах и в одной юбке возилась около самовара.
Несложно представить, что сейчас все описано несколько иначе :) Так что да, с физиологичностью сложно не согласиться. При этом читать «Студентов» интересно, я думаю, даже прочитаю этот роман, но немного позже, так как «Общага» была совсем недавно.
Книги стали совсем простыми и плоскими
Так и не так. Книги стали простыми для нас, потому что они написаны про то, что близко нам. Инстаграм, телефоны, машины, самолеты и прочие атрибуты современности. При этом нам не слишком просто воспринимать сложности ухода за лошадьми и усадьбой, потому что все это далеко от нас. Я думаю, что условный Гоголь сейчас бы тоже поломал голову над романом «Текст» Глуховского, потому что все эти эмодзи, голосовые сообщения и попытка спрятаться от слежения по геолокации... все это нельзя потрогать, человек XIX века не сразу поймет.
Это плохо? Это хорошо? Я думаю, что не то и не это. Это только данность времени, мы не можем писать иначе, если, конечно, автор не Марина Степнова, полностью стилизующая книгу под эпоху Чехова.
А вот обвинение в плоскости – это уже, как мне кажется, из разряда плохой выборки. Всегда были хорошие и разные книги. Только кто-то читал хорошие книги одной эпохи, а современности – разные. Потому что все то, что написано 100-200 лет назад, уже много раз претерпело критику, действительно стоящее было переиздано, оно на слуху. А «разные» книги не прошли фильтр читательского внимания, о них мы просто мало знаем, их сложно найти и прочитать, потому что в интернете они тогда не публиковались. Честно говоря, и сейчас не каждую из тех книг, что не встретили отклика в сердце читателя, можно нати. Те же «Безутешные» Кадзуо Исигуро есть только в библиотеках, а в книжных магазинах (я искала, честно! и в онлайновых и в оффлайновых) и даже на ЛитРесе отсутствуют.
Во всем виновата политика!
Тут претензия ко всем премиям. Что о них только не пишут! И о Букере, и о Большой книге, и о Ясной поляне... но в первую очередь, конечно, о Нобелевской премии. Странность выбора лауреатов каждый год поражает: кто все эти писатели, о которых читатели слышат впервые после объявления имени? Последнюю так вообще на русский не переводили кроме одной небольшой книги. Это я все о Нобеле. И все обсуждают вокруг известные, давно заслуженные имена. А стоит дать кому-то более или менее известному, печатающемуся, так начинается другой виток, активизируется противоположный лагерь. Мол, зачем награждать весь этот коммерческий ширпотреб, вы ничего не смыслите, это не литература, а макулатура и так далее.
Такой тонкий намек на противопоставление Луизы Глюк и Исигуро Кадзуо, заметили, да? :)) Или, например, на Боба Дилана с Патриком Модиано. А уж когда дали премию Светлане Алексиевич, которая активно комментирует политические передряги... ой, на скользкую дорожку я ступаю, кажется.
А на вы какие тенденции в современной литературе вы обращаете внимание? Как вам кажется, куда она вообще идет? Кстати, если этот текст вам понравился, то подписывайтесь на мой канал. На нем вы найдете рецензии на книги, тесты про писателей и их произведения, а также новости из мира литературы.
#книги #литература #чтение #книжный блог #писатели