Найти тему
искусство в массы

Древний ближний Восток, Вавилон

Город Вавилон на реке Евфрат в Южном Ираке сначала получил известность как царский город царя Хаммурапи, а затем снова во времена Неовавилонской империи.

(c. 1850 г. до н. э. - 539 г. до н. э.)

Введение

Город Вавилон на реке Евфрат в Южном Ираке упоминается в документах конца третьего тысячелетия до н. э. и впервые получил известность как царский город царя Хаммурапи (около 1790-1750 гг. до н. э.). Он установил контроль над многими другими царствами, простирающимися от Персидского залива до Сирии. В Британском музее хранится одно из знаковых произведений искусства этого периода, так называемая "Королева ночи".

 Рельеф” Царица ночи", 1800-1750 гг. до н. э., древневавилонский, обожженная соломенно-закаленная глина, 49 х 37 х 4,8 см © попечители Британского музея.
Рельеф” Царица ночи", 1800-1750 гг. до н. э., древневавилонский, обожженная соломенно-закаленная глина, 49 х 37 х 4,8 см © попечители Британского музея.

Вавилония имела непростые отношения со своим северным соседом Ассирией и выступала против ее военной экспансии. В 689 году до нашей эры ассирийцы разграбили Вавилон, но, поскольку город пользовался большим уважением, вскоре он был восстановлен в своем прежнем статусе. Другие вавилонские города также процветали; писцы в городе Сиппаре, вероятно, создали знаменитую “карту мира”.

Карта мира, Вавилонская, около 700-500 гг. до н. э., глина, 12,2 х 8,2 см, вероятно, из Сиппара, Южный Ирак © попечители Британского музея
Карта мира, Вавилонская, около 700-500 гг. до н. э., глина, 12,2 х 8,2 см, вероятно, из Сиппара, Южный Ирак © попечители Британского музея

1) Кодекс законов стела царя Хаммурапи

Право лежит в основе современной цивилизации и часто основывается на принципах, перечисленных здесь почти 4000 лет назад.
Хаммурапи из города-государства Вавилон завоевал большую часть Северной и Западной Месопотамии и к 1776 году до н. э., он является самым далеко идущим лидером Месопотамской истории, описывая себя как “царя, который сделал четыре четверти земли послушными.” Документы показывают, что Хаммурапи был классическим микроменеджером, озабоченным всеми аспектами своего правления, и это видно в его знаменитом юридическом кодексе, который сохранился в частичных копиях на этой стеле в Лувре и на глиняных табличках (стела-это вертикальный каменный памятник или маркер, часто написанный текстом или рельефной резьбой). Мы также можем рассматривать это как памятник, представляющий Хаммурапи как образцового царя справедливости.
Что интересно в изображении Хаммурапи на стеле юридического кодекса, так это то, что он воспринимается как получающий законы от Бога Шамаша, который сидит, завершенный молниями, исходящими из его плеч. Акцент здесь делается на роли Хаммурапи как благочестивого теократа и на том, что сами законы исходят от Бога.

Стела Свода законов царя Хаммурапи, Базальт, Вавилон, 1792-1750 гг. до н. э. (Музей Лувра, Париж) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)
Стела Свода законов царя Хаммурапи, Базальт, Вавилон, 1792-1750 гг. до н. э. (Музей Лувра, Париж) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)

2) Ворота Иштар и Неовавилонское искусство и архитектура.

Хронология Месопотамии сложна. Ученые ссылаются не только на места (шумеры, например) и народы (вавилоняне), но и на Империи (Вавилония), и, к сожалению, для изучающих древний Ближний Восток эти организующие принципы не всегда совпадают.
Вавилоняне пришли к власти в конце VII века и были наследниками городских традиций, которые издавна существовали в Южной Месопотамии. В конце концов они правили империей, столь же господствующей на Ближнем Востоке, как и та, что была у ассирийцев до них.
Этот период называется Неовавилонским (или новым Вавилоном), потому что Вавилон также пришел к власти раньше и стал независимым городом-государством.
Неовавилоняне наиболее известны своей архитектурой, особенно в их столице Вавилоне. Навуходоносор (604-561 гг. до н. э.) в значительной степени восстановил этот древний город, включая его стены и семь ворот. Именно в эту эпоху Навуходоносор якобы построил "Висячие сады Вавилона" для своей жены, потому что она скучала по садам своей Родины в Мидии (современный Иран). Хотя “Висячие сады” упоминаются древнегреческими и римскими писателями, они могут быть легендарными.

Ворота Иштар (сегодня они находятся в Музее Пергама в Берлине) были самыми сложными из внутренних городских ворот, построенных в древности в Вавилоне. Все ворота были покрыты Ляпис-лазурными глазурованными кирпичами, которые придавали фасаду драгоценный блеск. Чередующиеся ряды Львов и коров маршируют рельефной процессией по сверкающей голубой поверхности ворот.

Реконструкция ворот Иштар и пути процессий, Вавилон, около 575 г. до н. э., глазурованный глиняный кирпич (Пергамский музей, Берлин) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)
Реконструкция ворот Иштар и пути процессий, Вавилон, около 575 г. до н. э., глазурованный глиняный кирпич (Пергамский музей, Берлин) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)

3)Касситское искусство: незаконченный Кудурру

Касситы контролировали Вавилонию в течение 400 лет—теперь все, что осталось, - это эти резные пограничные камни.
В течение 2-го тысячелетия регион Месопотамии, с Ассирией на севере и Вавилонией на юге, вместе с Египтом и хеттскими землями на территории современной Турции, вырос сильным и осуществлял удивительно гармоничные политические отношения.
Для искусства это означало легкий обмен идеями и приемами, а сохранившиеся тексты отражают развитие “гильдий” ремесленников, таких как ювелиры, писцы и архитекторы.
Кудурру
Этот Кудурру, считавшийся незаконченным из-за отсутствия надписи, обозначил бы границу участка земли и, вероятно, перечислил бы владельца и даже лицо, которому земля была сдана в аренду.

"Незаконченный" Кудурру, касситский период, приписываемый правлению Мелишипака, 1186-1172 гг. до н. э., найден в Сузах, где он был взят в качестве военной добычи в 12 веке до н. э. (Лувр) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)
"Незаконченный" Кудурру, касситский период, приписываемый правлению Мелишипака, 1186-1172 гг. до н. э., найден в Сузах, где он был взят в качестве военной добычи в 12 веке до н. э. (Лувр) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)

Хотя этот предмет сделан и предназначен для использования касситами, он несет в себе Вавилонский стиль и образность, особенно многочисленные полосы или регистры символов и величественную процессию богов и Львов.
Касситы в конце концов пали жертвой общего коллапса Месопотамии около 1200 года до н. э. этот региональный коллапс затронул такие далекие государства, как материковая Греция, и такие великие, как Египет. Это период, характеризующийся голодом, повсеместной политической нестабильностью, бродячими наемниками и, скорее всего, чумой. Его часто называют первым Средневековьем.

Верхний уровень: месопотамские боги в символической форме, второй уровень: животные и божества, играющие на музыкальных инструментах (деталь),” незаконченный " Кудурру, касситский период, приписываемый правлению Мелишипака, 1186-1172 годы до н. э., найденный в Сузах, где он был взят в качестве военной добычи в 12 веке до н. э. (Лувр) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)
Верхний уровень: месопотамские боги в символической форме, второй уровень: животные и божества, играющие на музыкальных инструментах (деталь),” незаконченный " Кудурру, касситский период, приписываемый правлению Мелишипака, 1186-1172 годы до н. э., найденный в Сузах, где он был взят в качестве военной добычи в 12 веке до н. э. (Лувр) (фото: Steven Zucker, CC BY-NC-SA 2.0)

Итоги.

Вавилон оставался важным центром до III века до н. э. При Антиохе I (281-261 гг. до н. э.) новое поселение стало официальным царским городом, и гражданскому населению было приказано переселиться туда. Тем не менее деревня существовала на месте старого города до одиннадцатого века нашей эры. Вавилон был раскопан Робертом Кольдевеем между 1899 и 1917 годами. С 1958 года Генеральный директорат древностей Ирака проводит дальнейшие расследования. К сожалению, более ранние уровни недоступны под высоким уровнем грунтовых вод. С 2003 года наше внимание было привлечено к новым угрозам археологии Месопотамии, современного Ирака.
В течение двух тысяч лет миф о Вавилоне преследовал европейское воображение. Вавилонская башня и висячие сады, праздник Валтасара и падение Вавилона вдохновили художников, писателей, поэтов, философов и кинематографистов.

(перевод статьи. первоисточник: https://smarthistory.org/ancient-mediterranean/ancient-near-east/babylonian/ )