1. Софонисба Ангиссола (1530-1625).
Родившись в аристократической семье, Софонисба стала первой известной художницей эпохи Ренессанса. Её решимость и уверенность открыла ей многие двери, закрытые в те времена для всех женщин.
Покинув свой родной город Кремон в 18 лет, юная художница одна, что было тогда запрещено, отправилась в Рим. По легенде, однажды, делая зарисовки в Соборе Святого Петра, она и не заметила, что за её работой тщательно наблюдает главный архитектор собора - Микеланджело Буонарроти. Несколько лет назад отец Софонисбы посылал ему картины своей дочери, но тогда они не привлекли его внимания. Теперь, поражаясь таланту юной художницы, он предложил ей задание – нарисовать плачущего ребёнка, так как лица, выражающие плач и смех похожи, и необходимо детально выделить едва уловимые различия. Софонисба нарисовала мальчика, укушенного крабом и впечатлила Микеланджио – 2 года великий мастер Эпохи Возрождения давал ей бесплатные уроки под присмотром пожилой компаньонки.
Софонисбе Ангвиссоле бы 27 лет, когда она прибыла в Испанию, чтобы служить придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа 2. Следующие 15 лет она провела при испанском дворе, но большинство работ того времени сгорели из-за пожара королевского Алькасара в 1735 году, где висели портреты знати.
Интересной предстаёт ранняя картина «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (1550 годов). Она была написана через несколько лет после того, как Софонисба закончила своё обучение и уехала от учителя Кампи.
Именно Софонисба привлекает внимание зрителя: она выше, светлее и у неё больше деталей. Несмотря на то, что название картины предполагает главенствующую роль Кампи, который рисует, именно Софонисба — центр картины. Вторая Софонисба — та, которая пишет их обоих. Вся эта сцена — её перспектива, и оба двухмерных героя оглядываются на неё.
В последние годы жизни многие художники приезжали к Софонисбе с желанием учиться и делиться мнениями о направлениях в развитии искусства.
2. Артемизия Джентилески (1593-1653).
Её биография легла в основу множеств книг и кинолент, вдохновляя писательниц и режиссёров на новые творения. Наиболее свежими являются публикации Мэри Геррард, изучающей историю искусства и феминизма. Также есть аниме-сериал «Арте», вдохновлённый образом Артемизии, который повествует о том времени и отношении к девушкам, которые интересовались искусством. Художницу эпохи барокко не замечали до 20 века. Ей приходилось копировать работы своего отца между готовкой и уборкой, ведь она не могла свободно рисовать на улице, как ровесники-мальчики.
В итоге старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилесски освоила мастерство отца лучше, чем её братья. Свою первую громкую работу по библейским мотивам «Сусанна и старцы» она создала в 1610 году. В первое время авторство картины приписывали её отцу, потому что на время написания картины Артемизии было всего 17 лет .
Уже в 1998 году феменистка-художница Катлин Гилье соединила два сюжета: библейский и Артемизовский рассказ на суде со всеми подробностями её изнасилования, сделав как бы рентген полотна 1610 года, где под известным нам изображением проступает якобы существовавший подмалевок, отражающий подлинную историю юной Артемизии.
В 19 лет Артемизия стала жертвой насилия со стороны коллеги отца Тасси и с тех пор она нередко возвращалась к теме возмездия в своём творчестве. Она настояла на том, чтобы отец подал в суд на насильника. Унизительное судебное разбирательство заняло несколько месяцев. Стойко выдержав расследование и дознания под пытками, Артемизия победила — Тасси признали виновным и приговорили к одному году тюрьмы.
Так появилась знаменитая картина «Юдифь, обезглавливающая Олофера» (1614-1620гг) и картина «Иаиль и Сисара» (1620г).
Артемизия стала первой женщиной, которую избрали членом первой художественной Академии Европы – академии живописного искусства во Флоренции. В ее работах гармонично сочетаются превосходная техника рисунка, гармоничные эффекты драматизма, насыщенность палитры и светотени.
3. Ангелика Кауфман (1741-1807).
Австрийская художница, представительница неоклассицизма и одна из двух женщин-основателей Королевской Академии Лондона в 1768 году. Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана часто помогала отцу в мастерской, и уже с 11 лет работала живописцем наравне с ним. Начинала, как и многие художницы с того, что писала портреты, но позже перешла на написание исторических событий и античных сюжетов, самых престижных жанров живописи.
Художница на равных вращалась в кругу избранных представителей художественной культуры того времени - Винкельманна, Гёте, Шиллера и других. Её имя было на слуху у Старого и Нового света. Она принимала участие в росписи Собора Святого Павла в Лондоне. Внесла вклад в формирование английской национальной традиции портрета XVIII-первой половины XIX в.в.
Рано приобретя широкую европейскую известность, художница была знаменита и в России. В 1798 году державин посвятил ей оду «К Анжелике Кауфман», а гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптором Ф. Шубиным серии медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.
Большинство произведений Кауфман находятся в коллекции частных коллекционеров, но некоторые её работы присутствуют в Эрмитаже, например: «Венера уговаривает Елену любить Париса» и «Гектор призывает Париса на битву».
4. Элизабетта Сирани (1638-1665).
Итальянская художница болонской школы живописи, дочь художника торговца искусством Джованни Сирани, одного из ближайших учеников в Гвидо Рени. Начав заниматься живописью в 12 лет, уже к 17-ти годам Элизабетта стала вполне сложившимся живописцем и гравёром. Всю жизнь прожила в городе Болонье, взрастившем не мало художниц.
Элизабетта была известна своей способностью быстро писать картины, часто рисовав на больших полотнах перед большими толпами зрителей. После работы с фресками, Элизабетта увлеклась античными сюжетами и судьбами роковых женщин. Её стиль был близок к Гвидо Рени, их произведения несколько раз путали: так известный предполагаемый "портрет Беатриче Ченчи" работы Сирани долгое время приписывался Рени.
Её картины на мифологические темы и библейские сюжеты принесли ей большую известность. Ими интересовались люди благородного рода и королевских кровей. В её творчестве, наряду с образом Богоматери, ощутимо выражен интерес к образу сильной женщины.
Открыв первую школу живописи для женщин, в которой обучала рисованию своих сестёр, своим трудом Элизабетта обеспечивала всю свою семью и могла себе позволить не выходить замуж.
5. Берта Моризо (1841-1895).
Французская художница, единственная женщина, принимавшая активное участие в одном из самых смелых проектов в истории живописи - первой выставке импрессионистов, позже получившей разгромную статью от арт-критика Луи-Леруа . За свою жизнь, работая каждый день, она создала около 800 картин.
В своём творчестве Моризо отражала культурные ограничения XIX века для её класса и пола. В основном это были изображения повседневной жизни и быта. Она старалась поймать мгновения, работая интенсивными и размашистыми мазками. Вольность рисунка создавала впечатление полного погружения в картину. Написанные фигуры часто почти растворялись в пейзаже и не имели чётко выраженных деталей, что не нравилось критикам того времени до такой степени, что они предостерегали слабонервных и беременных от посещения выставок импрессионистов.
«Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее» - говорила Берта. Иногда она наносила всего три мазка, чтобы изобразить фигуру, например в картине "Вид на набережную на острове Уайт". Моризо не боялась экспериментировать и добавлять новое, её стиль был более дерзок, чем у остальных импрессионистов и вполне соответствовал уровню Клода Моне.
Берта Моризо настолько любила своё дело, что отказывалась от замужества, так как боялась бросить живопись, как и её сестра. И только к 33 годам она встретила человека, готовым видеть в ней и жену, и художника. Эжен Мане, брат художника Эдуарда Мане, искренне любил свою жену и носил за ней мольберт и краски. В 38 лет Берта родила свою единственную дочь Жюли и сохраняла мгновения своей счастливой семейной жизни в своих произведениях.
Много лет подряд в доме Берты и Эжена каждый четверг к ужину собирались самые близкие друзья – Дега, Моне, Ренуар, Малларме, Кайботт. Первая дама-импрессионист была стойкой по натуре, поддерживающая своих товарищей, и всегда оставалась для импрессионистов гениальной и умной женщиной.
Повзаимодействуйте с публикацией, если она вам понравилась.