Найти тему
eiWom

Личность Джокера, Кто и какой он. Безумный псих или Сумашетший гений

Оглавление

Разберём личность Джокера, и погрузимся в его мир.

Для начала немного разберём фильм: Фильм «Джокер» вызвал среди зрителей крайне оживленную реакцию и в результате собрал огромную кассу. О чем это говорит? О том, что создатели фильма попали в самое сердце зрительских ожиданий: показали людям именно то, что те хотят видеть — самих себя.

Жизнь Артура Флека — это то, как люди видят свою жизнь. Образ Артура — это образ среднестатистического обывателя. Джокер — то, кем он хотел бы стать.

Глядя на Артура-Джокера, помещая его образ на аватарку в соцсетях или делая косплей, человек как бы признаёт: да, вот такой как Артур, я снаружи, а такой как Джокер я внутри, таким хотел бы быть. Общественные правила заставляют меня вести себя прилично, быть клоуном, зарабатывать на жизнь, но будь моя воля, я бы проявил себя так, как Джокер.

Так что, Артур-Джокер — это герой нашего времени; отражение современного «маленького человека». А каждая деталь фильма является символическим изображением наших современных реалий. Давайте проведем параллели между образами фильма и фактами нашей действительности.

Клоун

Артур работает клоуном в небольшом агентстве развлечений.

Образ клоуна имеет непосредственное отношение к образу и самоощущению современного человека. Сейчас всё цивилизованное общество стало обществом клоунов. Клоуны сейчас везде — в интернете, в науке, в образовании, в правительстве, в космосе. Каждый человек, чтобы добиться успеха (т.е. получить свою аудиторию) должен уметь развлекать.

Если ты не клоун, если ты слишком серьезен, то ты скучен и неинтересен. А значит, не добьешься успеха.

С другой стороны, каждый обыватель сегодня считает себя королем. Ему все обязаны, и его должны развлекать. Поэтому на работе ты клоун, на отдыхе — король. На работе ты развлекаешь, чтобы продать себя или свой продукт. На досуге развлекают тебя, выманивая твои деньги, лайки или твой голос на выборах.

Создание персонажа

Биллу Фингеру, Бобу Кейну и Джерри Робинсону[en] приписывают создание Джокера, но их мнения о задумке персонажа различаются, каждый из них выдвинул свою версию событий. По утверждениям Фингера, Кейна и Робинсона, Фингер предложил взять за основу образа Джокера персонажа Гуинплена (человек с обезображенным лицом, на котором постоянно находится улыбка) в исполнении Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеётся[en]» Пауля Лени, а Робинсон сделал набросок игральной карты с лицом Джокера

У психотерапевта

Периодически Артур посещает бюджетного психотерапевта, который должен помочь ему научиться жить в обществе. После инцидента с подростками Артур спрашивает:

«Дело во мне или мир сошел с ума?» 04:45

Конечно, мир перевернулся, сошел с ума, но вопрос: что будет с тобой? Попытаешься ли ты противостоять этому безумию или поддашься ему?

Когда-то мир представлял собой иерархию, с королем наверху и шутом внизу. Сегодня каждый должен быть шутом, чтобы стать королём.

В своем дневнике Артур пишет, что нуждается во внимании со стороны других людей. И надеется, что его смерть будет иметь больше смысла, чем его жизнь. То есть, привлечет к нему больше внимания.

Это намерение самоубийства задаёт вектор для всей рассказанной в фильме истории: именно ради эффектного самоубийства Артур в итоге приходит на шоу Мюррея Франклина.

Актёр Хоакин Феникс, и режиссёр фильма Тодд Филлипс обозначили желание Артура привлечь к себе внимание как патологический нарциссизм.

-2

Образ лестницы

Далее нам показывают Артура, идущего домой и поднимающегося по лестнице. Образ лестницы не единственный раз появится в кадре, и он имеет определенную символическую роль.

Особенность лестницы в том, что по ней всегда подниматься труднее, чем спускаться. Точно так же развиваться всегда труднее, чем деградировать. Поэтому лестница издавна была символом духовного восхождения, формирования личности, поэтому же она становится образом пути главного героя: Артур прилагает значительные усилия, чтобы двигаться вверх. Зато, когда он станет Джокером, он будет легко лететь вниз.

Пробуждение Джокера

Дома Артур играет с пистолетом и это вызывает пробуждение Джокера в его теле, что показано в виде танца.

Вместе с Джокером в Артуре пробуждается и мужская сила не только в аспекте «воина», но и в аспекте «любовника»: он чувствует, что достоин общаться с женщиной и вполне может ее покорить.

Показательно, что Софи, которая привлекла его внимание, это мать-одиночка, также, как и мать Артура. Артур захотел быть с ней из-за того, что бессознательно воспроизвел устоявшуюся в его жизни модель отношений с женщиной: отождествил Софи со своей матерью, а себя — с потенциальным главой семьи.

Во второй раз Джокер появляется в то время, когда Артур придумывает окончание новой шутки. Это происходит снова через характерное искривление тела Артура, после чего тот начинает писать левой рукой.

-3

На мой взгляд, фильм о том, что стулья в гостиной больше заботятся друг о друге и друг другу сопереживают, чем люди.

О том, почему в мире так катастрофически не хватает тепла.

Мне запала в душу сцена в самом начале фильма, где главный герой разговаривает со своим психологом и говорит ей (это не спойлер): "Вы никогда не слушаете. Каждый раз спрашиваете одно и то же - как ваше состояние, как дела на работе - и никогда не слушаете". Ооо, это было так знакомо. Сколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда человек наотрез отказывается понимать, совсем не слушает тебя, и такое чувство, что весь разговор только ждет своей очереди высказаться. Еще, когда человек злится и причиняет тебе боль, если ты с ним не согласен. Словами, ну или иногда даже физически…