Древняя Греция подарила мировой культуре огромное количество мифов, в которых и по сей день увлекающиеся люди пытаются найти крупицы правды. Порою это удаётся. Взять хотя бы известную легенду о Минотавре, суть которой можно свети к следующему: в результате нестандартного адюльтера в семье критского царя Миноса появился удивительный ребёнок — с телом человека и головой быка. Назвали его Минотавром, а чтобы скрыть такой позор, царская семья заказала скульптору Дедалу лабиринт, в котором и поселила сыночка. А чтобы его прокормить, требовали с Афин в качестве дани прекрасных юношей и девушек.
На первый взгляд, здесь трудно отыскать что-то рациональное. Однако, считают исследователи, историческая основа у мифа всё-таки есть. На острове в древности существовал культ быка, который владел подземным царством и в случае недовольства жителями начинал трясти землю (на Крите часты землетрясения). Реальные же подтверждения многому из легенды стали появляться в двадцатом веке, когда на острове начались археологические раскопки, позволившие установить, что на Крите государственность возникла раньше, чем в Греции.
Британский учёный Артур Эванс 23 марта 1900 года начал археологические раскопки неподалёку от города Ираклиона. И практически сразу наткнулся на артефакты, в огромном количестве находящиеся под тонким слоем земли. Уже на третий день работ Эванс с удивлением записывает в дневнике: «Исключительное явление — ничего греческого, ничего римского...»
До этого историки черпали знания о Древней Греции из её мифов, в которых чётко прослеживается связь между островом и континентом. Потому и Эванс рассчитывал увидеть на Крите следы греческой культуры, но обнаруженные предметы говорили о том, что здесь была совершенно иная цивилизация. Её учёный назвал по имени легендарного критского царя — Минойской.
Искусно обработанной, ни на что не похожей керамики здесь было очень много, но помимо мелких предметов археолог постоянно натыкался на остатки строений — стен, ступеней, колонн. Поначалу было совершенно непонятно, что это такое, пока Эванс не расчистил огромную территорию, примерно два с половиной гектара.
Тогда-то и стало ясно, что перед археологами дворец в несколько этажей с немыслимым количеством комнат (около трёхсот), которые переходят из одной в другую, и сложной схемой коридоров. А ещё здесь были внутренние дворы, театр, летняя резиденция... Запутаться в таком комплексе было несложно, и Эванс решил, что откопал тот самый Лабиринт Минотавра.
О принадлежности дворца царю свидетельствует и находки, которые дают представление о богатстве и роскоши убранства. Дворец был великолепно декорирован, стены его покрывали фрески и художественная роспись. Также исследователи обнаружили золотые вазы, статуэтки, доспехи, украшенные драгоценными камнями, женские украшения.
Хорошо сохранившиеся изображения на стенах позволили историкам разобраться в религиозных традициях минойцев, а также больше узнать об их материальной культуре — во что одевались древние жители Крита, чем занимались, какими предметами быта пользовались.
Но действительно ли Эванс нашёл Лабиринт, в котором жил Минотавр?
Мнения специалистов на этот счёт разделяются: одни считают, что это действительно знаменитый лабиринт, другие говорят, что обнаруженный Кносский дворец построен значительно позже, чем происходили события, описанные в мифе.
Но, что удивительно, о Минотавре говорят как о вполне реально существующей личности, хотя это самый фантастический момент легенды! Как говорит греческий историк Янис Теодоракис, на острове «действовал культ бога Баал-Хаммона, его принесли с собой захватившие остров «люди моря», то есть финикийцы. Идолом оккупантов был металлический бык, и в храмах жрецы надевали головной убор в виде бычьей головы». То есть человек с головой быка — это жрец в ритуальной одежде. В таком случае, переходя на язык символов, уничтожение чудовища Тезеем можно считать прекращением культа.
Но первую версию истинной личности Минотавра выдвинул ещё античный историк Плутарх, утверждавший, что чудовище — это начальник стражи Миноса, которого звали Тавр. Он был большим любителем гладиаторский боёв и отличался в них невероятной жестокостью. По словам Плутарха, человек, который смог победить Тавра, был вооружён щитом, на котором красовалась бычья голова...