Найти в Дзене
Культурный Петербург

И СТАЛИ «ПОСЛЕДНИЕ» ПЕРВЫМИ….

Богатырским выдался киностарт 2021 года в отечественном прокате. Первый же российский фильм, выпущенный на экраны 1-го января, за новогодние праздники набрал рекордную сумму – более чем полтора миллиарда рублей кассовых сборов. Чем более в два раза перекрыл затраченный на него бюджет. Речь идет об экранной сказке «Последний богатырь: Корень Зла». Успех тем более впечатляющ, если учесть в нынешних условиях зрительные залы не могут быть заполнены более чем на 25 процентов от общего числа посадочных мест.

Таким образом, режиссер этого русского кинофэнтези Дмитрий Дьяченко и его команда, создавшие «Последнего богатыря» под номером два, превзошли кассовый успех трехлетней давности, когда их «Последний богатырь» под номером один собрал за аналогичный срок (в «нормальных» условиях) один миллиард рублей. Причины успеха обоих фильмов лежат в давних ожиданиях отечественным зрителем качественной экранной продукции для семейного просмотра. Свою роль сыграла и анимационная франшиза студии «Мельница» про трех богатырей и примкнувшего к ним коня Юлия. Можно даже сказать, что нынешнее поколение зрителей-миллениалов было «разогрето» этим циклом похождений троицы былинных персонажей русских сказок.

Свою роль сыграла, конечно, и настойчивая, временами даже напористая реклама на телеэкране и различных сетевых ресурсах. Прибавьте к этим причинам и креативность творческой бригады обоих «богатырей», проявленную в таком успешном эфирном и кинопроекте как «Кухня», где чисто профессиональные подробности житья-бытья ресторанного бизнеса в допандемийную эпоху сочетались с качественной иронией и юмором, не говоря уже о ярких характерах и запоминающихся актерских работах. А, главное, нам на экране показали весь масштаб русского сказочного мира, где вечные сюжеты соседствуют со вполне житейскими коллизиями, и где национальный характер проявляется самым невероятным и порою парадоксальным образом в похождениях и поступках. Как не вспомнить восклицание классика: «Что за прелесть эти сказки!». Заметим, что уроки Александра Сергеевича создатели «богатырской» кинодилогии усвоили в весьма современном духе.

И уж, конечно, успех фильмов в немалой степени обеспечил тот самый персонаж, которого в русском фольклоре именуют не иначе как «Иван-Дурак». Правда, иногда забывая, что согласно теории В. Проппа о морфологии русской сказки он вполне можно трансформироваться в Ивана-Царевича, а царевна-лягушка - в Василису Премудрую. Нынче «последним богатырем» был назначен некто Иван Ильич Найденов, житель Москвы и продойшистый участник телешоу про магов и чародеев. Только вот не ведал братец Иванушка, что предстоит ему случайное путешествие в другой мир, где ждут его и богатыри, и ведьмы, и Кощей с Бабой-Ягой, и даже – всякие лесные чудища и водяные.

Играющий Ивана Виктор Хориняк – вполне себе узнаваемая по сериалам персона (он играл и в «Кухне»). Его герой напоминает тех, кто ко всему относится легко и не прочь слукавить, и обвести вокруг пальца, безо всякого волшебства, доверчивых телезрителей и жителей мегаполиса. А предстоит ему отправится «туда, не зная куда» и добыть «то, не знаю что». Позже выяснится, что цель его переселения в мир сказки – освобождение загадочного Белогорья от… власти Добрыни Никитича (Евгений Дятлов), которого обольстила и сбила с пути истинного злая Варвара (Екатерина Вилкова). А для выполнения поставленной группой сценаристов задачи надо добыть меч-кладенец, который самым сказочным образом разрубит узел всех возникших в сказочном царстве проблем.

Миссия Ивана осложнена еще и тем, что его родной по сказке батюшка никто иной, как Илья Муромец (Юрий Цурило), некогда обманом побежденный Добрыней. Где-то в прологе сюжета мелькает и эпизод с Алешей Поповичем, которого одолела-таки Варвара… Словом, уже в первом фильме все перепуталось таким странным образом, что злые силы встали на сторону Добра, а те, кто должен был это Добро защищать, свою корыстную выгоду и возможную власть поставили выше всех иных целей. Вот такой вот сказочный вышел парадокс, которым был продолжен и в нынешней новогодней премьере. А конфликт в душе Ивана, который хочет остаться в Белогорье, и не может обойтись без прелестей быта ХХI века, и порождает ту энергию жанра, когда лукавство истории вдруг обращается, как в Лукоморье, во вполне серьезный и важный для героя момент истины.

Изгибы и повороты сюжета обоих «Последних богатырей» весьма сказочные, хотя и показанные не без юмора. Особенно в тех эпизодах, где на стороне Ивана оказываются представители всякой сказочной «нечисти». Не сразу узнаешь в Бабе-Яге Елену Яковлеву, и только из титров можно догадаться, что в Водяного превратился Сергей Бурунов. Хотя Константина Лавроненко в Кощее можно узнать сразу. Когда же эта команда вместе с Иваном и Василисой (Мила Сивацкая) отправится вновь в путь, чтобы освободить свое царство от всяких корней Зла, то к ним прибавится Колобок с голосом Гарика Харламова, а заодно и новый, «качественный» богатырь Финист-Ясный Сокол (Кирилл Зайцев). Ивану же вновь придется потверждать собственный статус богатыря и богатырского сына.

Сказка в исполнении отечественных мастеров экрана получилась нынче на загляденье с чудесами, превращениями, полетами и поединками. Сотрудников знаменитой студии Джорджа Лукаса наши киношные «левши» могут пригласить в Россию для обмена опытом. Все-таки традиции советской киносказки Александра Роу и Александра Птушко не остались в прошлом, а вновь ожили в «богатырской» дилогии. Особенно это заметно во впечатляющих природных панорамах необычайной красоты, снятых в разных уголках нашей страны.

И сей богатырский размах опять-таки приятен зрительскому глазу и сердцу, напоминая о том, что когда-то где-то мелькали подобные новозеландские панорамы во «Властелине колец» Питера Джексона. Но то был выдуманный Толкиеном выморочный условный мир, экранизированный с помощью всей мощи Голливуда. А в «наших» сказках всегда есть не только намек, но и прямые отсылки к нынешнему миру гаджетов и дивайсов. Что и продемонстрировали обе серии про приключения Ивана, сына Ильи Муромца. И мне почему-то кажется, что именно в этих перекличках и намеках и есть тот урок добрым молодцам-зрителям, когда будто в шутку, невзначай публике предлагается немного пофантазировать и примерить на себя личину сказочного героя.

А для этого, чтобы не зрители не скучали и с нетерпением ждали продолжения, наш «последний богатырь» по имени Иван вновь обретает в финале дилогии не только отца Илью, но и…Здесь и сказочке – конец, а кто смотрел второй фильм до самого финала титров, тот и молодец! И не все еще силы Зла побеждены. Зато богатырей отныне в российском прокате предостаточно. Ждем новых.

Сергей Ильченко