Интерес к советскому дизайн-наследию последние годы продолжает расти. Давайте узнаем, как советские ученые из легендарного ВНИИТЭ предвидели появление современных гаджетов, «умного дома», смарт-часов и даже очков Google Glass еще в далеких 80-х.
В 1987 году в шестом номере советского журнала «Техническая эстетика» была опубликована статья о передовом радиокомплексе СФИНКС, проект которого до сих пор поражает своими идеями в отношении бытовой электроники.
СФИНКС — суперфункциональная интегрированная коммуникационная система, концепция которой была разработана и сформулирована группой дизайнеров, инженеров и программистов во главе с Дмитрием Азриканом, руководившим тогда сектором перспективных исследований и разработок дизайн-программ во ВНИИТЭ. На первый взгляд может показаться, что идея советских исследователей заключалась в создании домашнего телерадиокомплекса — «умного дома» — образца 2000-х годов. Причем очень многие элементы будущих систем были описаны поразительно точно: от беспроводной связи (предлагалось использовать радиочастоты) до системы накопителей информации.
Советский Google Glass
Однако целью СФИНКСа было не просто создание «умного» дома, но и интеграция всей техники в один комплекс. Приборы СФИНКС разделялись на три группы — носимые, связанные с жилищем и связанные с транспортом. Речь шла о переносных устройствах («умные» браслеты, часы и телефоны), устройствах, связанных с домом или квартирой («умный» дом), и приборах, связанных с транспортом (бортовые компьютеры).
Цитата из статьи:
«Носимые эффекторы, в некоторых случаях совмещенные с процессорами и интерфейсами, станут элементами одежды и особым видом украшений, как ими стали часы, например. Здесь возможны и неожиданные решения: допустим, солнечные очки по команде пользователя превращаются в дисплей, индицирующий время или другую необходимую информацию (частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха)»
Кроме того, инженеры хотели решить множество обыденных проблем советской бытовой техники: например, самостоятельного расширения функциональных возможностей магнитофонов или телевизоров, вопросов совместимости информационных носителей. В свою очередь дизайнеры хотели создать эргономичную технику, которая бы не занимала слишком много пространства и сочеталась по внешнему виду.
Все для того, чтобы «члены семьи были всюду обеспечены информацией и коммуникацией». По задумке разработчиков информация передавалась бы по эфиру, кабельным каналам, световодам и телефонным сетям.
— Посмотрите на свое рабочее место. Груда плохо совместимых между собой разношерстных технических «уродов», каждый из которых проектировался как единственный и неповторимый экспонат, а не элемент структуры, связанный с другими элементами множеством разнообразных связей. Взгляните на свою кухню. На систему городского транспорта... Это же безумное расточительство ресурсов при полном пренебрежении к человеку! — говорил Дмитрий Азрикан.
Влияние на Запад
Впервые о СФИНКСе Азрикан со своей командой рассказали на семинаре «Интердизайн», проходившем в Ереване в 1985 году. Тогда же был представлен и первый прототип домашней части системы, в который входили сферические акустические колонки и стереопара плоских колонок, большой экран для совместного использования и маленький монитор с разрешением 240х240 пикселей, головной телефон, ручной пульт управления дисплеями, переносная телефонная трубка, диски (накопители информации) и управляющий всей системой процессор с тремя блоками.
— В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что дает возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи, — рассказывал Дмитрий Азрикан.
Сергей Моисеев:
СФИНКС, кстати, очень похож на концепцию экосистемы Apple, появившуюся примерно в то же время, — смотрели на него в Apple или не смотрели, я не знаю. Но на семинаре «Интердизайн» 1985 года в Ереване американские дизайнеры точно были».
К сожалению, идеям советских ученых и дизайнеров было не суждено воплотиться в жизнь из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства, столь необходимой для запуска проекта в массовое производство. Однако концепция, сформулированная Азриканом и его единомышленниками, спустя всего несколько лет нашла отражение в экосистеме, разработанной компанией Apple, представители которой, к слову, также посещали семинар в Ереване.
Оригинал статьи тут
Что происходило во ВНИИТЭ последние двадцать лет?
Сергей Моисеев:
«В начале 2000-х ничего особенно интересного не происходило. Институт потихоньку становился меньше, потерял филиалы в других городах, дизайн-центр на Пушкинской площади, часть людей. Самое важное — изменилась структура государства. Вертикаль, которая была связана с институтом в Советском Союзе — практически все изделия, выпускавшиеся в СССР, проходили через ВНИИТЭ, — исчезла. Были закрыты проектные отделы ВНИИТЭ, задачей института стала в основном научная работа.
В 1987 в СССР создали то, что сейчас называют "умный дом".
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
-Как выглядело великое будущее глазами советских людей?
-Молоток будущего. Хотели бы такой?
-Спорткар ЗАЗ«Спорт-900». Советский конкурент «Porsche»